Ляховичский районный исполнительный комитет

Ляховичский районный исполнительный комитет
burger

Костел Успения Божьей Матери в аг. Дарево

21/02/2023 11:53

 Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии д. Дарево

Дарево – деревня Ляховичского района. В  центре деревни на возвышении находится Костел Успения Божьей Матери (1938), выдержанный в строгих геометрических формах. К нему от асфальтированной дороги Р4 Ляховичи – Барановичи ведет широкая лестница, которая упирается в трехпролетную браму. Миновав ее, оказываешься у высокой стройной колокольни – выразительной силуэтной доминанты храма и близлежащих окрестностей.

Костел Успения Божьей Матери имеет свою древнюю историю. Впервые костел упоминается в летописных источниках в 1440 году. Инициатором строительства костела является  Петр Мондригович, который владел данными землями в то время. В 1500 году владельцами Дарево становится род Кишек.  Именно при них был основан католический приход Виленского епископа. Во время войны 1812 года костел сгорел и на его месте в 1841 году стараниями ксендза Бернара Мисевича  был построен новый деревянный храм.  Он представлял собой прямоугольный сруб, накрытый двускатной крышей.  Горизонтально обшитые стены храма расчленены нехарактерными для деревянного зодчества арочными оконными проемами.

В архивных документах упоминаются скульптурные изваяния Соваофа, Иокима и Анны, которые украшали барочный алтарь. Одним из прихожан костела и личным другом ксендза Бернара был известный белорусский философ Флориан Бохвиц. Флориан  жил в местечко Вошковцы и занимался научной литературной деятельностью. Он был представителем христианского течения и проповедовал  стремление к традиционно-религиозным ценностям. Флориан пожертвовал огромную сумму на строительства костела  и после смерти завещал похоронить себя  на даревском кладбище, где и сегодня имеется его могила с плитой. В 1911 году даревской парафией  руководил ксендз Казимир Ёдка. Под его руководством парафияне готовили в начале июня 1915 года свою святыню к неизбежным событиям — Первой мировой войне. С башен были сняты колокола и затем утоплены в реке Щаре.

Во время войны около деревни проходила линия фронта. Местное население покинуло родную деревню. Дарево в июле 1915 года оказалась в эпицентре военных действий: здесь частями двух русский дивизий наносился сильный вспомогательный удар по германским войскам. Сражение вышло невиданным по ожесточению. Со стороны атакующих его впоследствии никто не описывал, зато остались подробные описания исследователя Вальтера Фогеля (Германский государственный архив, 1920 год). Вот краткая выдержка из его книги «Мировая война в отдельных операциях. Барановичи, 1916»: «Еще горячей и кровопролитней было дело на фронте 3 ландв. дивизии. После получасового ураганного огня, противник на рассвете пытался прорваться на «Даревские позиции» 7 ландв. пех. полка (имеются в виду окрестности д. Дарево). Целый день здесь с переменным успехом шел ожесточенный бой. Железный град осыпал «Даревскую высоту», «Кладбищенский участок», «Гирево» и опорный пункт «Литва». В пять часов дня противнику, благодаря тучам пыли и дыма, удалось ворваться на некоторых участках. Гарнизон крепко держится в убежищах, блокгаузах, расстреливает последние патроны. Решительные контратаки восстанавливают прежнее положение. Отхлынувшие остатки атакующих погибают в топкой Щаре…». На Ляховиччине до середине ноября 1918 года установился немецкий оккупационный режим.

Когда в 1916 году немецкие власти разрешили  беженцам возвратиться, то, вернувшись в родное село, они не увидели ни своих домов, ни костела. Невозможно было отыскать и места, на которых находились дома, вся земля была перерыта окопами. Также не осталось никаких следов, по которым смогли бы отыскать место, где утопили колокола. До сегодняшнего дня неизвестна судьба одной из достопримечательностей костела – чудодейственной иконы «Матери Божьей Даревской».

С момент  ратификации Рижского договора на Ляховиччине официально начался «польский час». На 19 лет регион вошел в «Крэсы Всходни» Речи Посполитой.

В этот период силами всех жителей был отстроен новый храм. Большой вклад в строительство костела внес ксендз Казимир Вонькович. Именно его стараниями в 1925 году построили каплицу, а в 1930-х годах начали строительство нового кирпичного костела. Помощь в строительстве костела оказывали военные Барановичского гарнизона.

В 1931 году в Дарево приехал молодой ксендз Станислав Шаплевич. Священник родился в Польше, будучи гимназистом, пошел в польское войско и в 1920 году участвовал в защите Варшавы. Но стремление посвятить себя служению Богу и людям взяло свое. В 1926 году он поступает в Пинскую духовную семинарию.  После  ее окончания, Шаплевич получает сан священника и отправляется на службу в Дарево.  Здесь он не только завоевал любовь прихожан, но и всей молодой энергией взялся за продолжение строительства святыни.

Так как денег на строительство храма не было, Шаплевич предложил высекать блоки из сохранившихся немецких блиндажей. Из них и были построены стены костела.  Для того чтобы заработать деньги на строительство храма, проводились лотереи, ставились спектакли. Так, в 1938 году новый храм открыл свои двери перед прихожанами. Но не успели жители порадоваться своим стараниям. В 1939 году во время объединения Западной и Восточной Беларуси костел закрыли. А ксендз Станислав вынужден был уйти в подполье, так как он являлся бывшим польским солдатом. Прихожане надежно спрятали своего священника, и ему удалось избежать ссылки. Казалась бы, все не так плохо. Но началась Великая Отечественная война. И в 1942 году ксендзу Шаплевичу пришлось скрываться уже от немцев, которые подозревали его в подпольной связи с польскими партизанами. Местные жители переправили священника в д. Водятин, где он и проводил свою службу.  В 1944 году во время воздушной атаки  здание костела было значительно повреждено. В ходе одного из боев, в стену костела попал снаряд, но так и не взорвался, пока его не обезвредили. На этом несчастье костела не закончились. После возвращения советской армии, Шаплевича вновь объявляют в розыск. Вначале ксендз прячется в деревне Горбачи, а потом в д. Титковщина. Через полгода работники НКВД  обнаруживают место, где прячется священник, но местные жители вовремя предупредили Шаплевича и он спрятался на одном из хуторов. Однажды священнику, в ходе обыска хутора, на котором он жил, даже пришлось доить корову, переодевшись в женское платье. Но всегда находится предатель. Один из жителей деревни Литва выдал священника. Шаплевича арестовали. В ходе допросов его неоднократно избивали. Злоба и ненависть мучителей дошла до того, что на ксендза натравили голодных собак, которые страшно изодрали Шаплевича. Некоторое время священник находился в  барановичской тюрьме, а через полгода его как американского шпиона отправили на 25 лет в лагерь на Инце. Но и там священник не закончил свою службу. Работая газомерщиком в шахтах, он проводил тайные служения среди своих друзей, проводил обряды крещения. После смерти Сталина появилась возможность переписываться с единоверцами. После освобождения Шаплевич не уехал в Польшу, как ему советовали друзья, а вернулся в Дарево, к своим прихожанам, с которыми был связан душой и сердцем.

С 1947 году костел не действовал. Советские власти разместили в нем  зернохранилище.  В дальнейшем костел перешел в собственность Ляховичского консервного завода. В здании костела теперь  размещались разные бочки и инвентарь. Шаплевичу разрешили  работать в д. Макеевщина. Местные жители собрали денег и построили священнику дом, где он и провел оставшиеся годы. После возвращения из ГУЛАГа священник встретился с человеком, который его предал, но поступил как истинный верующий: простил.  Советской власти было  не по нраву такая популярность Шаплевича и ему запретили проводить службу.  Но тайные служения все же проводились. В 1975 году отца Станислава не стало. Но верующие люди до сих пор хранят в сердце память о своем духовном попечителе (на симке – бюст Станиславу Шаплевичу).

В 1986 году костел сожгли. Борьбу за возрождение костела верующие начали еще в брежневские времена, когда царила атеистическая пропаганда. Костел был отремонтирован  во время перестройки, и в  начале 1990-х годов в нем началась служба на русском языке.  С 1995 года костелом руководит польский священник Ян, который пользуется уважением сельчан. Именно при нем был проведен капитальный ремонт здания, в костел проведено отопление, а в окнах установлены витражи. Они придают особенный вид храму при свете солнца.

А лестница перед костелом — это вклад местных жителей в процесс возрождения храма. В 2007 году произошло удивительное событие  в жизни прихожан: служба начала проводиться на родном белорусском языке. И, несмотря на все испытания судьбы, стоит этот священный храм и радует сердца прихожан. Это своеобразный источник света, любви и добра, который, словно сердце Христа, освещает все вокруг.

image018

image016


 

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки