Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Комиссия по содействию занятости населения
01/03/2019 11:03

ВОЗМОЖНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ РЕГИСТРАЦИИ В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 30 апреля 2018 г.

Развитие экономической активности населения

С целью развития экономической активности населения, стимулирования легального осуществления и упрощения ведения отдельных видов деятельности, налоговым законодательством установлены специальные режимы налогообложения для лиц, занимающихся:

ремесленной деятельностью,

оказанием услуг в сфере агроэкотуризма,

реализацией отдельных видов товаров и оказанием (выполнением) некоторых услуг(работ).

В данных случаях не требуется регистрации в качестве субъекта предпринимательства, не предусмотрено ведение налогового учета, порядок уплаты налогов (сборов) понятен и прост.

РЕМЕСЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ремесленная деятельность в республике регулируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» (далее - Указ № 364).

Осуществление ремесленной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:

ремесленник осуществляет деятельность самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

при изготовлении изделий используются ручной труд и инструмент. Использование промышленного оборудования не предусмотрено;

деятельность ремесленника должна быть направлена на удовлетворение бытовых потребностей граждан;

реализация ремесленником изготовленных им изделий должна осуществляться  на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, в помещениях, используемых для их изготовления, с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным), доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта, а также на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

  • деятельность может осуществляться после уплаты ремесленного сбора. За осуществление ремесленной деятельности необходимо один раз в год уплатить сбор в размере 1 базовой величины (в настоящее время 24,5 рубля);

Перечень видов ремесленной деятельности, которые граждане могут осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, содержится в подпункте 1.2 пункта 1 Указа № 364.

Указанный перечень не является закрытым и включает все виды творчества, осуществляемые с применением ручного труда, за исключением видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Осуществление ремесленниками видов ремесленной деятельности  подразумевает использование различных материалов и предметов. При этом нормами Указа № 364 не предусмотрено ограничений по использованию каких-либо материаловв процессе изготовления изделий ремесленной деятельности, за исключением бивней или клыков слона, бегемота, моржа, нарвала и кабана, рога носорога, зубов всех животных, а также драгоценных камней и металлов.

В результате использования материалов и предметов физическое лицо производит изделие ремесленного творчества.

Численность ремесленников ежегодно увеличивается. В 2010 году ремесленной деятельностью занимались  4 319 человек, а в 2017 году - 29 371 человек.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ АГРОЭКОТУРИЗМА

В целях дальнейшего совершенствования отношений в сфере агроэкотуризма, создания благоприятных условий для его развития, улучшения условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствования сельской инфраструктуры принят Указ Президента Республики Беларусь № 365 от 09.10.2017 «О развитии агроэкотуризма» (далее – Указ № 365).

Указ № 365 закрепляет право граждан, проживающих в сельской местности и имеющих земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, заниматься агроэкотуризмом без изменения целевого назначения этих земельных участков. Ранее оказывать услуги в сфере агроэкотуризма могли исключительно граждане, имеющие в пользовании земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства.

Жилой дом, необходимый для размещения агроэкотуристов, согласно Указу № 365 может принадлежать как непосредственно гражданину, оказывающему услуги в сфере агроэкотуризма, так и членам его семьи. При этом также допускается возведение гостевых домиков, которые не подлежат включению в жилищный фонд.

Указом № 365 предоставлена возможность осуществлять деятельность в сфере агроэкотуризма также и на территории курортных зон. Ранее такая возможность была ограничена.

Субъектам агроэкотуризма Указом № 365 предоставляется право оказывать широкий ряд дополнительных услуг, сопутствующих этому виду деятельности, в том числе:

  • проведение презентаций, юбилеев, банкетов;
  • оказание услуг бань, саун и душевых;
  • катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте;
  • предоставление инвентаря для спорта и отдыха;
  • транспортное обслуживание агроэкотуристов.

По Указу № 365 перечень услуг, которые лицо может оказывать в рамках агроэкотуризма, закрытый. Это значит, что все другие услуги, которые не названы в Указе № 365, не будут подпадать под сферу агроэкотуризма.

Субъекты агроэкотуризма уплачивают один раз в год сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в размере 1 базовой величины (в настоящее время  24,5 рубля).

Агроэкотуризм становиться все более привлекательной сферой деятельности для физических лиц. В 2010 году деятельность в сфере агроэкотуризма осуществляли 1 210 человек, а в 2017 году – 1 821 человек.

Справочно:

За более подробной информацией по вопросам осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма можно обращаться:  в сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты; отделы образования, спорта и туризма местных администраций районов в городах; отделы образования, спорта и туризма районных исполнительных комитетов; отделы образования, спорта и туризма городских исполнительных комитетов (в городах областного подчинения).

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ В ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В соответствии с Налоговым кодексом освобождается от налогообложения реализация:

  • овощей и фруктов (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения);
  • иной продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады);
  • молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде);
  • продукции пчеловодства;
  • иной продукции животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами убоя в сыром или переработанном виде.

Доходы, полученные от реализации вышеуказанной сельскохозяйственной продукции освобождаются от налогов при наличии:

- справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена физическим лицом на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке(при реализации продукции растениеводства заготовительным организациям потребительской кооперации или другим организациям, индивидуальным предпринимателям такие доходы освобождаются от налогообложения без предоставления справки);

–ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, выданного на территории Республики Беларусь или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта (при реализации продукции пчеловодства).

 

Справочно: для получения справки физические лица представляют в местный исполнительный и распорядительный орган заявление, которое должно содержать сведения о месте нахождения земельного участка, его площади, а также о наименовании, количестве (объеме) и весе произведенной продукции, предназначенной для реализации.

Заявление, представляемое физическим лицом - членом садоводческого товарищества, должно быть заверено председателем садоводческого товарищества.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И ВЫПОЛНЕНИЮ (ОКАЗАНИЮ) НЕКОТОРЫХ РАБОТ (УСЛУГ) НАСЕЛЕНИЮ

Перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, при осуществлении которых предусмотрена уплата единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), определен Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 года № 337 «О регулировании деятельности физических лиц»(далее – Указ № 337) истатьей 295 Налогового кодекса Республики Беларусь (полный перечень видов деятельности прилагается к настоящим материалам).

Так, не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателями, при осуществлении, например,

  • ремонта часов, обуви, домашней мебели;
  • производства одежды и обуви;
  • штукатурных, малярных, стекольных работ, оказании парикмахерских услуг и др.

Указом № 337 гражданам предоставлено право  продавать изготовленные ими хлебобулочные, кондитерские изделия и готовые кулинарные изделия на торговых местах на рынках или в иных местах, установленных местными исполнительными органами.

Справочно:

Деятельность по реализации товаров и различных работ (услуг) населению осуществляли:

в 2014 году – 10 347 физических лиц;

в 2015 году – 18 029;

в 2016 году – 20 018;

в 2017 году – 22 986.

Вышеуказанная деятельность осуществляется физическими лицами самостоятельно. До начала осуществления этой деятельности необходимо:

- уведомить налоговый орган о виде деятельности, периоде её осуществления, месте осуществления деятельности;

- уплатить рассчитанный налоговым органом по установленным фиксированным ставка мединый налог.

Более подробно с информацией об уплате налогов и сборов можно ознакомиться на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (www.nalog.gov.by) в разделе «Налогообложение физических лиц» и (или) по телефону контакт-центра налоговых органов тел.189.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В соответствии с законодательством о государственном социальном страховании лица, осуществляющие ремесленную деятельность и деятельность в сфере агроэкотуризма, вправе добровольно уплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь(далее – ФСЗН).

При изъявлении такими гражданами, желания участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию им необходимо стать на учет в качестве плательщиков взносов в органе Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) по месту своего постоянного жительства в Республике Беларусь.

Взносы уплачиваются в размере 29 (на пенсионное страхование) и (или) 6 (на социальное страхование) процентов из определяемого ими дохода, но не менее суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством.

Уплата взносов осуществляется с даты постановки на учет в органах Фонда ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

При уплате взносов граждане представляют индивидуальные сведения по форме ПУ-3 в течение квартала, следующего за отчетным годом.

Лица, осуществляющие ремесленную деятельность, а также  деятельность в сфере агроэкотуризма, и уплачивающие взносы имеют право на трудовую пенсию, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее – пособия).

Периоды ремесленной деятельности и деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в установленном порядке, включаются в стаж работы для целей пенсионного обеспечения. Доход, из которого уплачены обязательные страховые взносы, включается в заработок для исчисления пенсии.

Пособия указанным лицам исчисляются из размера среднедневного дохода за календарный год, предшествующий году, в котором возникло право на пособия.

Для исчисления пособий принимается сумма дохода, с которой уплачены взносы. Размер среднедневного дохода определяется путем деления суммы этого дохода на число календарных дней года, доход за который принят для исчисления пособий. При этом в число дней, на которое делится доход, не включаются периоды, когда указанные  лица не являлись плательщиками взносов в бюджет фонда на социальное страхование.

Пособие по временной нетрудоспособности, по общему правилу, назначается в размере 80 процентов среднедневного дохода за первые 12 календарных дней нетрудоспособности и в размере 100 процентов среднедневного дохода за последующие календарные дни непрерывной временной нетрудоспособности.

Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов среднедневного дохода за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности.

Размер пособия по беременности и родам не должен превышать суммы взносов, уплаченных за период, за который определяется среднедневной доход. При этом если исчисленный размер пособия по беременности и родам ниже минимального размера, пособие по беременности и родам назначается в минимальном размере.

Минимальный размер пособий за календарный месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала относительно каждого календарного месяца освобождения от работы или иной деятельности согласно листку нетрудоспособности.

За назначением пособий лицам, осуществляющим деятельность в сфере агроэкотуризма и ремесленную деятельность, следует обращаться в органы Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщиков взносов. Указанные лица уплачивают взносы за вычетом сумм начисленных пособий.

Если суммы подлежащих уплате взносов недостаточно для выплаты пособий, финансирование расходов на их выплату производится органами Фонда в установленном порядке

Лицам, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере 50 процентов от размера, установленного законодательством. Однако такие лица вправе приостанавливать свою деятельность в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и получать пособие в полном размере.

Порядок приостановления деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и ее возобновления максимально упрощен и представляет собой подачу в налоговые органы заявления соответствующего содержания. При этом граждане могут приостанавливать свою деятельность и возобновлять ее на любой период времени и неограниченное количество раз.

Справочно. Лицу, приостановившему ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, при возобновлении деятельности пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере 50 процентов не со дня ее возобновления, а с первого числа следующего месяца.

Если деятельность приостанавливается в месяце, в котором она была возобновлена, либо с первого числа следующего месяца – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается за весь период в полном размере.

 

Лица, осуществляющие деятельность по реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, и деятельность по реализации отдельных товаров, выполнению (оказанию) некоторых видов работ (услуг) населению не обладают правом добровольного участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию и соответственно не имеют права на трудовую пенсию, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

При этом вышеуказанные виды деятельности не влияют на размер выплачиваемого пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (пособие выплачивается в полном размере) и не являются препятствием к получению пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (осуществление такой деятельности не является основанием для отказа в назначении пособия или для прекращения его выплаты).

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

Предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;

выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;

ремонт часов, обуви;

ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;

сборка мебели;

настройка музыкальных инструментов;

распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;

штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;

оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;

парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру;

оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;

предоставление услуг по дроблению зерна, выпас скота;

репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);

чистка и уборка жилых помещений;

уход за взрослыми и детьми, стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора;

музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения; видеосъемка событий;

услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;

деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность; деятельность по письменному и устному переводу;

предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;

ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;

реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);

реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков);

реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции.

05/12/2018 12:12

В целях информирования граждан о нахождении их в базе данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, введена электронная услуга – предоставление сведений об отнесении гражданина к не занятому в экономике.

Услуга доступна с 1 декабря 2018 г.

Воспользоваться данной услугой гражданин может только в отношении себя лично.

Что необходимо сделать?

Первый шаг.

Получить электронную цифровую подпись или уникальный идентификатор: логин и пароль.

1. Для получения электронной цифровой подписи гражданин обращается в республиканский удостоверяющий центр ГосСУОК (подробная информация по ссылке https://nces.by/pki/) и проходит регистрацию на Едином портале электронных услуг согласно инструкции. Услуга платная.

Подробная информация по получению электронной цифровой подписи по ссылке https://nces.by/pki/ruc/order/initial-registration-private-person/

2. Для получения уникального идентификатора гражданину необходимо обратиться:

- в службу «Одно окно» и предъявить паспорт. На основании заявления формируется личный электронный кабинет гражданина и выдается уникальный идентификатор: логин и пароль;

- в Национальный центр электронных услуг по адресу: г. Минск, пр. Машерова, 25, пом. 200, отдел продаж и обслуживания клиентов. Режим работы: понедельник-пятница 8.00-19.00. Телефон: +375 17 229 30 00 доб. 707

Уникальный идентификатор выдается бесплатно.

Подробная информация по получению уникального идентификатора по ссылке https://nces.by/nces-ptistupil-k-vydache-unikalnogo-identifikatora/

 

Второй шаг.

Необходимо авторизоваться на портале: осуществить вход в личный кабинет.

Авторизация осуществляется согласно способу регистрации: с использованием уникального идентификатора либо с использованием средств электронной цифровой подписи.

Третий шаг.

После входа в личный кабинет гражданину необходимо выбрать услугу 3.33.03 «Предоставление сведений об отнесении гражданина к не занятым в экономике» и получить ответ.

Дополнительно информируем.

Также для получения информации о том, содержатся ли сведения о гражданине в базе данных, можно обратиться в постоянно действующую комиссию по координации работы по содействию занятости населения по месту Вашей регистрации посредством телефонного звонка или письменного обращения, в том числе и на адрес электронной почты комиссии. При этом для идентификации гражданина необходимо сообщить свой идентификационный номер, а также иную информацию, содержащуюся в документе, удостоверяющем личность.
09/11/2018 13:11

23/07/2018 11:07

26/06/2018 09:06

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 апреля 2015 г. № 3

О содействии занятости населения

Изменения и дополнения:

Декрет Президента Республики Беларусь от 12 января 2017 г. № 1 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2017, 1/16862) <Pd1700001>;

Декрет Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 1 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499) <Pd1800001>

 

В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам* в трудоустройстве, стимулированию занятости, проведению мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

1. Считать проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

______________________________

* Для целей настоящего Декрета к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь.

2. Установить, что:

2.1. Совет Министров Республики Беларусь:

ежегодно при формировании параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет:

прогнозные показатели в области содействия занятости населения и их поквартальные значения;

перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда;

осуществляет мониторинг выполнения прогнозных показателей в области содействия занятости населения в республике по областям и г. Минску, рынка труда, а также мониторинг, оценку качества и доступности услуг в области содействия занятости населения в этих регионах;

2.2. облисполкомы:

на основании определенных Советом Министров Республики Беларусь поквартальных значений прогнозных показателей в области содействия занятости населения устанавливают поквартальные значения этих показателей на районном уровне и для городов областного подчинения;

осуществляют мониторинг выполнения прогнозных показателей в области содействия занятости населения по районам и городам областного подчинения, а также мониторинг, оценку качества и доступности услуг в области содействия занятости населения в этих регионах;

2.3. областные, Минский городской Советы депутатов предусматривают направление средств соответствующих местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда в рамках реализации государственных программ в порядке, установленном законодательством;

2.4. местные исполнительные и распорядительные органы:

обеспечивают выполнение прогнозных показателей в области содействия занятости населения;

содействуют в трудоустройстве граждан на имеющиеся вакансии и созданные рабочие места;

используют индивидуальный подход при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

организуют обучение граждан по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям);

организуют временную занятость граждан, в том числе путем обеспечения возможности участия в оплачиваемых общественных работах;

оказывают безработным консультативную, методическую и правовую помощь, организуют их обучение правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности, предоставляют им финансовую поддержку для организации предпринимательской и иной деятельности;

проводят широкомасштабную информационную работу по разъяснению социально-трудовых гарантий, предоставляемых государством гражданам, ориентации граждан на осуществление легальной деятельности, а также профилактическую работу, направленную на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

3. Для реализации настоящего Декрета:

местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее – база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;

предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

4. В целях координации работы по реализации норм настоящего Декрета районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии (далее – комиссии).

В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Председателями комиссий, создаваемых районными (городскими) исполнительными комитетами, назначаются, как правило, председатели районных (городских) Советов депутатов, а местными администрациями, – главы администраций районов в городах.

Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

5. Начиная с 1 января 2019 г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее – услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

6. Предоставить право комиссии принимать решения:

о полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации* от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 настоящего Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;

о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

______________________________

* Для целей настоящего Декрета под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

7. Совету Министров Республики Беларусь:

7.1. определить:

порядок отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда;

порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, включая порядок взаимодействия государственных органов и организаций при формировании и ведении базы данных;

7.2. принять меры, направленные на активизацию:

профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни;

деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения;

7.3. до 1 апреля 2018 г.:

утвердить примерное положение о комиссии;

определить:

услуги с возмещением затрат и условия их предоставления;

порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат;

внести в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по:

ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений;

совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них;

7.4. ежегодно рассматривать на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь результаты работы местных исполнительных и распорядительных и иных государственных органов по трудоустройству граждан, выявлению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения, ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни, и иные вопросы реализации настоящего Декрета.

8. Облисполкомам и Минскому горисполкому на регулярной основе рассматривать на своих заседаниях вопросы реализации настоящего Декрета.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

26/06/2018 09:06


К списку новостей