Не подпускала немцев к блиндажу с ранеными, стреляла до последнего патрона. Как в 1944-м освобождали Минск
06/07/2024 12:07
В годы Великой Отечественной войны жители сотен белорусских городов и сел сражались с врагом, приближая Победу. Особо отличились 36 населенных пунктов, впоследствии награжденных вымпелами "За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны". Этот знак отличия учрежден 6 октября 2004 года указом Президента Беларуси Александра Лукашенко к 60-летию освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков. За каждой из 36 цитаделей мужества стоит удивительная история храбрости, героизма и веры в одну на всех Победу. Об этом мы расскажем в нашем новом проекте, посвященном 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Четырнадцатый в списке - Минск.
Руины продолжали стрелять
Минск находился под оккупацией долгих 1100 дней. Но гитлеровцы так и не смогли почувствовать свое превосходство на этой земле. Минчане с первых дней активно включились в борьбу против врага. Десятки подпольных групп и организаций, потеряв немало своих людей и подвергаясь преследованию, продолжали проводить диверсии, помогали партизанам и военнопленным, которые еще в первые месяцы войны попали сюда. Это был ежедневный подвиг тех, чей город был оккупирован, но не покорен.
В ход шли бутылки с бензином
Достоверно известно, что долгие 1100 дней оккупации в белорусской столице работала мощная подпольная организация, которой активно помогали местные жители. Многие минчане влились и в партизанские отряды. Звание города-героя Минску было присвоено 26 июня 1974 года заслуженно. А день его освобождения - 3 июля - считается главным праздником белорусской государственности.
Бои за Минск начались 25 июня 1941 года. Город подвергался массированным налетам немецкой авиации, с северо-запада и юго-запада к нему тянулись механизированные части гитлеровцев, замыкая клещи окружения. На восток двигались колонны беженцев. - Шли четвертые сутки войны, полноценную оборону белорусской столицы советское командование организовать не успело, - рассказывает заведующая отделом научно-исследовательской работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Татьяна Тройнель. - Двум стрелковым дивизиям Красной армии поступил приказ держать оборону на рубеже Минского укрепрайона. Еще две стрелковые дивизии сдерживали натиск на северном направлении.
Все четыре дивизии оказались недоукомплектованными. Танков у них почти не было, артиллеристам не хватало боеприпасов, поэтому в боях за Минск активно применяли бутылки с бензином. Прорыв к столице БССР немцы начали 27 июня. Информации о героях тех боев крайне мало, а имеющаяся - отрывочна. Известно, например, что "рядовой Пшеничный" в одиночку уничтожил три немецких танка, сорвав атаку противника. Третий - ценой своей жизни.
- В одном из дошедших до нас донесений тех лет написано, что при обороне Минска было совершено много, - Татьяна Тройнель делает упор на этом слове, - героических подвигов, но, к сожалению, они мало фиксировались - боевая обстановка оставалась крайне тяжелой.
28 июня Минск был оккупирован.
- Чтобы оценить подвиг, который совершили бойцы Красной армии летом 1941 года, нужно знать всего несколько фактов, - отмечает музейный работник. - Франция капитулировала на 42-е сутки, Польша не продержалась и месяца. Территория Беларуси меньше по размерам, но бои здесь шли более двух месяцев. Здесь летом 1941-го Красная армия сорвала план молниеносной войны гитлеровцев. Защитники Минска внесли в это свой вклад: было выиграно время для выстраивания линии обороны на рубеже Западная Двина - Днепр. Не сломлены
Удивительно то, что о Минском подполье после войны старались особо не говорить. Ведь многих его участников считали предателями, сотни из них были осуждены. Изменить ситуацию помогла книга Ивана Новикова "Руины стреляют в упор", изданная в 1963 году в Москве. В Беларуси она увидела свет только в 1965-м.
Первые подпольщики и их организации в Минске появились еще летом 1941-го: на железной дороге, в больницах, на заводах. Вскоре выяснилось, что в столице не успели оставить актив, который бы руководил сопротивлением. Минский подпольный городской комитет КП(б)Б создали лишь осенью 1941 года. Возглавил его Иван Ковалев.
- До войны Иван Кириллович был третьим секретарем Заславского райкома партии, - рассказывает Татьяна Тройнель. - Ковалев установил связи с оставшимися в живых коммунистами Минска, которых знал.
При себе у Ивана Кирилловича было напечатанное на шелке (так его невозможно обнаружить при обыске) удостоверение с печатью ЦК КП(б)Б. Этот документ свидетельствовал, что Ковалев - организатор партизанской борьбы. А затем начались аресты... Первый крупный провал произошел весной 1942 года, второй - осенью 1942-го, когда все члены подпольного комитета были схвачены. Но еще в мае - июне того же года среди подпольщиков и партизан начинает распространяться информация, что Ковалев - сотрудник СД. Доверие к подполью исчезло, несмотря на то что оно снабжало народных мстителей оружием, лекарствами и документами. Зафиксированы случаи, когда партизаны расстреливали подпольщиков, выходивших в лес. Ситуацию усугубило и то, что Минскому городскому подпольному комитету так и не удалось установить связь с Большой землей. Осенью 1942 года пришло сообщение из Центрального штаба партизанского движения за подписью Пантелеймона Пономаренко, подтверждающее подозрения в измене.
Гитлеровцы схватили Ковалева в октябре 1942 года, пытали. Одновременно продолжали дискредитировать руководителя подполья, распространяя от его имени призывы сложить оружие. Дата, обстоятельства и место смерти Ковалева неизвестны. Даже в 1960-х о нем предпочитали не вспоминать, а реабилитировали только в 1990-м.
После разгрома в столице Минский городской подпольный комитет действовал уже не в городе, а из партизанской зоны. Вместе с тем с неоккупированной части СССР в город забрасывали группы профессиональных разведчиков - военных и чекистов. Местные жители помогали им. Так, спецгруппе из ГРУ Генштаба РККА содействовала Тамара Галабурда, которая работала в немецком комиссариате. Она собирала сведения о дислокации гитлеровских частей, изготавливала и добывала документы. Фашисты схватили Тамару 7 апреля 1944 года и казнили за три дня до освобождения Минска.
Самой известной операцией минских подпольщиков стала казнь гауляйтера. Подпольщица Мария Осипова с 1942 работала связной спецотряда "Дима". В 1943 году она сумела установить контакт с Еленой Мазаник, работавшей горничной в доме Вильгельма Кубе. Той удалось заложить мину в спальне гауляйтера. 22 сентября 1943 года Кубе был ликвидирован.
- Сведения о сотрудничестве спецгрупп с минскими подпольщиками собираются буквально по крупицам. Где-то попадаются отдельные документы, где-то - части воспоминаний, - говорит Татьяна Тройнель. - Так, из мемуаров Станислава Ваупшасова мы узнаем, что некоторые разведчики опасались работать с Минским подпольным комитетом и предпочитали сами искать помощников. К сожалению, предателей и агентов СД тоже было достаточно. В наш музей в конце 40-х - начале 50-х поступало крайне мало документов, связанных с подпольем. Мне кажется, люди боялись признаваться в работе на него.
Книга "Руины стреляют в упор", обращения бывших подпольщиков позволили исправить ситуацию. В 1964 году Минск наградили орденом Ленина. Тогда же стали награждать участников подполья, многих - посмертно. Подвиг минчан признали.
Шестую атаку отбивал в одиночку
Красная армия брала Минск с ходу. Танковому экипажу Николая Колычева поставили задачу захватить мост между сегодняшними улицами Богдановича и Немига. По дну преодолеть Свислочь на танках было практически невозможно. Немцы заминировали мост, но экипаж танка Колычева сумел выполнить задачу. Вслед за его Т-34 в центральную часть столицы двинулись остальные силы Второго Гвардейского танкового корпуса. За подвиг Николаю Колычеву присвоено звание Героя Советского Союза.
Стремительное продвижение передовых частей позволило освободить белорусскую столицу в течение 3 июля, но восточнее Минска в окружение попала группировка более чем из 100 тыс. гитлеровцев. Складывать оружие они не спешили, надеясь вырваться на запад. Многие бойцы Красной армии стояли насмерть, чтобы не допустить прорыва гитлеровцев из Минского котла. Так, 18-летний артиллерист Анатолий Авдеев сражался в составе 873-го истребительного противотанкового артиллерийского полка. В течение 10-часового боя весь расчет, в составе которого он был наводчиком, погиб. Шестую атаку Авдеев отбивал в одиночку. Когда кончились снаряды, вел огонь из пулемета, винтовки, бросал в немцев гранаты. Когда боеприпасов не осталось, вооружился топором, зарубив в рукопашной схватке несколько гитлеровцев. За этот подвиг бойцу присвоено звание Героя Советского Союза.
5 июля в районе деревни Волма 22-летний летчик-истребитель Николай Киреев обрушил свой подбитый самолет на скопление врага у переправы через Свислочь. А 6 июля при зачистке Минского котла летчик Борис Окрестин, которому был 21 год, совершил наземный таран, направив пылающую машину в скопление немецкой техники.
Возле деревни Пекалин снайпер Татьяна Барамзина не подпускала немцев к блиндажу, где остались тяжелораненые бойцы. Стреляла до последнего патрона, уничтожив около 20 врагов. Захватив блиндаж, озверевшие гитлеровцы расстреляли красноармейцев из противотанкового ружья, а Татьяну растерзали так, что опознать ее удалось только по остаткам формы.
Бои в Минском котле длились до 11 июля 1944 года. Более 70 тыс. гитлеровцев удалось уничтожить, порядка 35 тыс. захватить в плен.
От немецко-фашистских захватчиков Минск освободили во время наступательной операции "Багратион". На рассвете 3 июля 1944 года в город ворвались советские танки. К тому времени столица БССР лежала в руинах. Из 332 предприятий уцелели 19, было уничтожено 79 школ и техникумов, 80% жилфонда. Историки утверждают, что Минск оказался в настолько плачевном состоянии, что его даже собирались строить с нуля в другом месте. Потом все-таки решили восстановить. Это удалось сделать только к 1950 году, но реставрационные работы и после продолжались еще много лет. 26 июня 1974 года Минску присвоено звание "Город-герой". На момент оккупации в Минске проживало около 250 тыс. человек. Многие в городе знали друг друга.
По разным данным, в Минском подполье сражались от 6 до 9 тыс. патриотов. В городе действовало порядка 200 явочных квартир.
За годы оккупации подпольщикам удалось вывести из города и спасти порядка 10 тыс. человек.
Многие улицы Минска названы именами героев войны.
Ул. Якубовского
Будущий маршал Советского Союза Иван Якубовский встретил войну в звании капитана. В составе 26-й танковой дивизии Западного фронта участвовал в боях за Беларусь и в обороне Минска. Позже отчаянно сражался в осажденном гитлеровцами Могилеве. Родился в деревне Зайцево Горецкого района Могилевской области. Двое его братьев погибли на фронте, сестру каратели расстреляли вместе с ребенком.
Иван Якубовский отличился в битвах на Курской дуге и за Днепр, при освобождении Киева. Участвовал в битве за Берлин и освобождении Праги. Командование ценило офицера-танкиста за бесстрашие и умение принимать нестандартные решения. В годы войны несколько раз был ранен, горел в танке. В 1967 году Якубовскому присвоено звание маршала. Его прах захоронен на Красной площади, в Кремлевской стене.
Один из четырех уроженцев Беларуси - дважды Героев Советского Союза. Именем нашего легендарного соотечественника названы улицы в Минске, Могилеве, Горках, Орше. До 2022 года имя Якубовского также носили улицы в Киеве и Фастове (Украина).
Ул. Гебелева
20 июля 1941 Михаил Гебелев стал одним из руководителей подполья в Минском гетто. Товарищи по оружию называли его "Бесстрашным Германом". Участвовал в создании первой подпольной типографии в городе, организовал распределение еврейских девочек и мальчиков в детские дома под видом белорусских сирот и беспризорников, наладил каналы отправки боеспособной молодежи в партизанские отряды. За год ему удалось спасти сотни человеческих жизней. В мае 1942 года Гебелев возглавил Тельмановский подпольный райком. Гестапо непрерывно шло по следу, и соратники приняли решение отправить самого Гебелева к партизанам. Но тот отказался, вместо него был спасен другой человек. В июле 1942 года гитлеровцы арестовали подпольщика, а затем казнили. Точная дата смерти до сих пор неизвестна.
Орденом Отечественной войны II степени "Бесстрашный Герман" награжден посмертно в 1965-м. В 2005 году, к 100-летию со дня рождения Михаила Гебелева, Президент Беларуси посмертно наградил героя медалью "60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков". Тогда же одна из улиц белорусской столицы получила имя подпольщика.
Ул. Гастелло
В мае 1941 года капитан Николай Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. 24 июня из крупнокалиберного пулемета, стоящего на аэродроме самолета "ДБ-3ф", сбил "Юнкерс-88". 26 июня 1941 года во время боев за Минск экипаж Николая Гастелло - лейтенант Анатолий Бурденюк, лейтенант Григорий Скоробогатый, старший сержант Алексей Калинин - на "ДБ-3ф" наносил бомбовый удар по механизированной колонне врага, двигавшейся по дороге Молодечно - Радошковичи. Зенитным снарядом гитлеровцев был поврежден топливный бак советского самолета. После чего капитан Гастелло совершил огненный таран - направил бомбардировщик на колонну немецкой техники… Гастелло удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.
В годы войны фамилия капитана стала нарицательной. С 1941 по 1945 год советские летчики совершили около 600 воздушных и более 500 таранов наземных целей.
Именем Николая Гастелло названы поселки в России, село в Казахстане, река на Сахалине. А еще - десятки улиц в городах Беларуси, России, Казахстана и других стран. Так, в Могилеве есть улица и переулок имени Николая Гастелло.
Алексей ГОРБУНОВ, фото - из архивов БЕЛТА.-0-
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.