В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 124,00 руб.,
- в г. Барановичи – 109,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 61,00 руб. за месяц.
Уважаемые граждане, инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району обращает Ваше внимание:
Срок уплаты земельного налога и налога на недвижимость наступает 15 ноября 2021 года. Уплата земельного налога и налога на недвижимость может производиться путем внесения в бюджет плательщиками причитающихся сумм налогов наличными денежными средствами в банк, налоговый орган, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган либо организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, а также в безналичном порядке через банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы, с использованием банковского обслуживания: СМС-банкинг, мобильный банкинг, Интернет-банкинг.
По всем вопросам, связанным с исчислением, уплатой имущественных налогов, а также предоставлением льгот граждане могут обращаться в налоговые органы по месту нахождения объектов.
В случае утери либо неполучении извещения на уплату налогов (например, по причине изменения в течение года места жительства либо по другим причинам) физическому лицу также необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения объекта
При этом Вы имеете право произвести уплату досрочно и не откладывать ее на последний день.При осуществлении предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей предусмотрено три режима налогообложения:
- общая система налогообложения (далее - ОСН), с уплатой подоходного налога с физических лиц (гл. 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (далее-УСН) (гл. 32 НК);
- единый налог с ИП и иных физических лиц (далее - единый налог) (гл. 33 НК).
Следует отметить, что УСН и единый налог относятся к особым режимам налогообложения. Каждый из указанных режимов налогообложения применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности. На практике возможны ситуации, когда ИП могут или обязаны одновременно применять несколько режимов налогообложения.
Так, законодательством предусмотрена возможность уплаты единого налога одновременно с применением УСН или общего порядка налогообложения. Например, ИП, оказывающие потребителям услуги (выполняющие работы), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и ИП в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337 НК и осуществляющие розничную торговлю товарами, поименованными в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК и ИП, осуществляющие общественное питание через мини-кафе, летние и сезонные кафе в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 337 НК, вправе уплачивать единый налог и обязаны до окончания этого налогового периода применять порядок налогообложения, установленный главой 33 НК. В случае, если заказчиком услуг и покупателем товара для собственных нужд будет являться юридическое лицо, то ИП, с полученных доходов будет являться плательщиком УСН (если он является плательщиком) согласно главе 32 НК или подоходного налога согласно главе 18 НК.
Порядок применения профессиональных налоговых вычетов при исчислении подоходного налога индивидуальными предпринимателями установлен статьей 205 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Согласно пункту 14 указанной статьи расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные ими и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении, признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. Суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
-амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.
Инспекция МНС по Барановичскому району напоминает о необходимости применения с 10 октября 2021 г. субъектами хозяйствования кассового оборудования:
- при осуществлении розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;
-торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках;
-осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией;
-выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);
-осуществлении обучения несовершеннолетних;
-оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.
Для обеспечения требований законодательства в перечисленных выше случаях субъектам хозяйствования необходимо:
-приобрести кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты) либо программные кассы;
-заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования.
Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (info-center.by).
Отсутствие кассового оборудования либо его неиспользование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда его применение обязательно, в соответствии со статьей 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
Кроме того, индивидуальным предпринимателям, не имеющим текущего (расчетного) счета в банке, которым с 10 октября 2021 г. необходимо использовать кассовое оборудование, нужно открыть такой счет в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».
При осуществлении предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей предусмотрено три режима налогообложения:
- общая система налогообложения (далее - ОСН), с уплатой подоходного налога с физических лиц (гл. 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (далее-УСН) (гл. 32 НК);
- единый налог с ИП и иных физических лиц (далее - единый налог) (гл. 33 НК).
Следует отметить, что УСН и единый налог относятся к особым режимам налогообложения. Каждый из указанных режимов налогообложения применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности. На практике возможны ситуации, когда ИП могут или обязаны одновременно применять несколько режимов налогообложения.
Так, законодательством предусмотрена возможность уплаты единого налога одновременно с применением УСН или общего порядка налогообложения. Например, ИП, оказывающие потребителям услуги (выполняющие работы), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и ИП в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337 НК и осуществляющие розничную торговлю товарами, поименованными в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК и ИП, осуществляющие общественное питание через мини-кафе, летние и сезонные кафе в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 337 НК, вправе уплачивать единый налог и обязаны до окончания этого налогового периода применять порядок налогообложения, установленный главой 33 НК. В случае, если заказчиком услуг и покупателем товара для собственных нужд будет являться юридическое лицо, то ИП, с полученных доходов будет являться плательщиком УСН (если он является плательщиком) согласно главе 32 НК или подоходного налога согласно главе 18 НК.
Порядок применения профессиональных налоговых вычетов при исчислении подоходного налога индивидуальными предпринимателями установлен статьей 205 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Согласно пункту 14 указанной статьи расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные ими и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении, признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. Суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
-амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.
Инспекция МНС по Барановичскому району напоминает о необходимости применения с 10 октября 2021 г. субъектами хозяйствования кассового оборудования:
- при осуществлении розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;
-торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках;
-осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией;
-выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);
-осуществлении обучения несовершеннолетних;
-оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.
Для обеспечения требований законодательства в перечисленных выше случаях субъектам хозяйствования необходимо:
-приобрести кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты) либо программные кассы;
-заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования.
Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (info-center.by).
Отсутствие кассового оборудования либо его неиспользование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда его применение обязательно, в соответствии со статьей 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
Кроме того, индивидуальным предпринимателям, не имеющим текущего (расчетного) счета в банке, которым с 10 октября 2021 г. необходимо использовать кассовое оборудование, нужно открыть такой счет в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».