В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, признается деятельность по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере:
- в г. Бресте - в размере 96,00 руб.,
- в г. Барановичи – 86,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 30,00 руб. за месяц.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) признаются:
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность;
- физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, признаются услуги по чистке и уборке жилых помещений.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог по установленным ставкам при осуществлении деятельности по чистке и уборке жилых помещений:
- в г. Бресте - в размере 60,00 руб.,
- в г. Барановичи – 58,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 47,00 руб. за месяц.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.
Гражданам, которые решили завести собаку обычной породы или собаку потенциально опасной породы необходимо знать, что решениями районных Советов депутатов установлен налог за владение собаками и утверждены инструкции о налоге за владение собаками.
Согласно статьи 308 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) плательщиками налога за владение собаками признаются только физические лица.
Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше. Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода. Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.
Ставка налога за владение собаками устанавливается за налоговый период в размере:
1,5 базовой величины – за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных пород собак, который утвержден Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 N 40 (в перечень включены следующие породы собак: Айну, Акабаш, Американский пит-бультерьер, Американский стаффордширский терьер, Анатолийский карабаш, Английский и Бельгийский мастифы, Бордоский и Немецкий доги, Бульмастиф, Бультерьер, Горская и Леопардовая гончие, Доберман Владека Рошины и Доберман-пинчер, Ирландский волкодав, Канарская собака (перро де пресо канарио), Кангал, Кане-корсо, Кенгуровая собака, Корельская медвежья собака, Лангедокская пастушья собака, Маремма (маремоанхо-абруцкая пастушья собака), Мальорский бульдог (терро де мальоркин), Московская сторожевая, Овчарки Дауфмана, Восточноевропейская, Грецкая, Кавказская, Немецкая, Румынская, Среднеазиатская и Южнорусская, Ризеншнауцер, Ротвейлер, Супердог и його помесь с майконгом, Тоса-ину (японская бойцовская собака), Фила бразильеро, Черный терьер, Шарпей (китайская бойцовская собака));
0,3 базовой величины - в иных случаях.
Минский городской Совет депутатов, местные Советы депутатов базового территориального уровня имеют право уменьшать (не более чем в два раза) ставки налога за владение собаками.
Сумма налога за владение собаками исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
При исчислении суммы налога за владение собаками принимается размер базовой величины, установленный на 1-е число первого месяца налогового периода.
Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за жилищно-коммунальные услуги).
Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, производят прием сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении налога за владение собаками в произвольной форме не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.
Согласно подп. 1.3, ч. 1 п. 2 ст. 209 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК) стандартные вычеты при исчислении подоходного налога предоставляет наниматель по месту основной работы.
При отсутствии места основной работы стандартные вычеты могут быть предоставлены иной организацией. Основанием для этого будут письменное заявление и предъявленная трудовая книжка (при отсутствии трудовой книжки в заявлении следует указать причину ее отсутствия) (ч. 2 п. 2 ст. 209 НК).
Налоговая база подоходного налога за каждый календарный месяц определяется по формуле (ч. 1 п. 3 ст. 199, ст. 209, 210, подп. 1.1 ст. 211 НК)
Налогооблагаемые доходы определяются без учета доходов, полученных физлицом от других организаций (п. 3 ст. 216 НК).
Отдельным категориям военнослужащих (иных лиц), задействованных в боевых действиях на территории Афганистана или других государств (далее - "афганцы"), помимо общеустановленных стандартных вычетов (на себя, на несовершеннолетних детей, на иждивенцев) полагается вычет в размере 177 руб. Предоставление указанного вычета не зависит от суммы начисленного дохода (абз. 1 и 5 ч. 1 подп. 1.3 ст. 209 НК).
Основанием для предоставления "афганцам" вычета в размере 177 руб. являются (абз. 4 п. 4 ст. 209 НК):
- удостоверение ветерана боевых действий на территории других государств;
- удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств.
Ранее в подтверждение льгот "афганцам" выдавались удостоверения или свидетельства о праве на льготы. В период с 01.01.2013 по 31.12.2014 проводилась перерегистрация этих документов. Взамен выдавались документы национального образца (п. 1, подп. 2.1 и 2.2 Указа Президента Республики Беларусь N 448 от 01.10.2012 «О некоторых вопросах перерегистрации документов, подтверждающих право граждан на льготы» (с изменениями и дополнениями) (далее – Указ 448):
- удостоверение ветерана боевых действий на территории других государств;
- удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств.
С 01.01.2015 стандартный вычет предоставляется на основании документов национального образца (подп. 2.3 п. 2 Указа N 448; подп. 2.4, 2.9.1 - 2.9.3 Постановления Совета Министров Республики Беларусь N 1738 от 13.12.2007 «Об утверждении положения о порядке представления документов, на основании которых осуществляется реализация права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельным категориям граждан» (с изменениями и дополнениями)). Предоставление "афганцам" стандартного вычета в размере 177 руб. на основании старых форм удостоверений (свидетельств) неправомерно.
Порядок предоставления стандартных вычетов "афганцам" следующий:
1) определяют сумму налогооблагаемого дохода физлица за месяц в данной организации;
2) в случае если эта сумма не превысила 761 руб., предоставляют стандартный вычет в размере 126 руб. (подп. 1.1 ст. 209 НК);
3) при наличии у физлица права предоставляют стандартные вычеты в размере 37 руб. или 70 руб. на каждого ребенка до 18 лет и (или) иждивенца (размер вычета определяют количество несовершеннолетних детей и категория физлица) (подп. 1.2 ст. 209 НК);
4) при наличии у физлица права предоставляют вычет в размере 177 руб. (подп. 1.3 ст. 209 НК).
Следует учитывать, что право на стандартный вычет в размере 177 руб. физлицо может иметь не только как "афганец", но и будучи, например, "чернобыльцем", инвалидом I или II группы. Вместе с тем независимо от количества оснований у конкретного физлица этот стандартный вычет предоставляется в размере, не превышающем 177 руб. в месяц (ч. 2 подп. 1.3 ст. 209 НК).
Стандартные вычеты предоставляют в пределах налогооблагаемого дохода за месяц. В отличие от социальных и имущественного вычетов перенос неиспользованных сумм стандартных вычетов на последующие периоды не предусмотрен.Практически в каждой организации есть работники, которые приобретали или строили жилье. Такие работники имеют право на льготу по подоходному налогу в виде уменьшения своего налогооблагаемого дохода на сумму понесенных ими расходов на строительство или покупку жилья, в том числе и на выплату кредита. На эти суммы уменьшается доход, с которого удерживается налог, т.е. предоставляется имущественный налоговый вычет.
Право на получение вычета в соответствии с ч. 3 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), имеют плательщик и члены его семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшие на таком учете на момент заключения договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку, кредитного договора или договора займа в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.
Для целей применения вычета к членам семьи плательщика относятся супруг (супруга), их дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).
Вычет предоставляется в сумме:
- фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры;
- расходов на погашение (возврат) кредитов банков, займов, включая проценты по ним, фактически израсходованных на строительство либо приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры.
Условия предоставления вычета:
- при строительстве жилого дома - после получения свидетельства о государственной регистрации земельного участка и прав на него (ч. 9 подп. 1.1 ст. 211 НК);
- при приобретении жилья - после государственной регистрации права собственности на одноквартирный жилой дом или квартиру (ч. 10 подп. 1.1 ст. 211 НК);
- при приобретении жилья в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) - после подписания акта приемки-передачи предмета лизинга (ч. 10 подп. 1.1 ст. 211 НК).
Предоставляется вычет с момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно: с месяца осуществления расходов. Если в календарном году вычет не предоставлялся или был предоставлен не в полном объеме, то неиспользованная сумма вычета переносится на последующие календарные годы до полного ее использования.
Перечень документов, на основании которых предоставляется имущественный налоговый вычет:
- справки (ее копии), подтверждающей, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа;
- выписки (ее копии) из решения общего собрания членов организации застройщиков о включении плательщика в состав жилищно-строительного кооператива;
- копии договора о строительстве, либо справка (ее копия) о стоимости строительства квартиры;
- решения (его копии) о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и копии договора строительного подряда на реконструкцию одноквартирного жилого дома или квартиры - в случае осуществления реконструкции;
- копий документов, подтверждающих регистрацию права собственности, договора купли-продажи - при приобретении имущества;
- документов, подтверждающих фактическую оплату товаров (работ, услуг);
- копии кредитного договора - при получении плательщиком в банках кредитов на строительство либо покупку имущества;
- копии свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка - при строительстве одноквартирного жилого дома;
- копии договора на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг) - при строительстве одноквартирного жилого дома;
- документов, подтверждающих фактическое погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним), уплату паевых взносов;
- копии договора займа - при получении заемных средств;
- документов, подтверждающих фактическую оплату стоимости приобретения одноквартирного жилого дома или квартиры.
Вычет предоставляется:
- в течение календарного года – по месту получения дохода (работы, службы, учебы) - налоговыми агентами;
- по окончании календарного года - налоговым органом при представлении налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц.
Имущественный налоговый вычет предоставляется с момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца осуществления расходов на:
- строительство (в том числе путем приобретения жилищных облигаций) либо приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры (в том числе в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга);
- погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на строительство жилья, приобретение жилищных облигаций либо приобретение жилья.
В случае если в календарном году вычет не предоставлялся или был предоставлен не в полном объеме, неиспользованная сумма вычета переносится на последующие календарные годы до полного ее использования (ч. 15 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).
Имущественный налоговый вычет не применяется в следующих случаях:
- оплата расходов на строительство или приобретение жилья, а также погашение кредита (ссуды), полученного и направленного на эти цели, произведена приватизационными чеками "Жилье";
- оплата расходов на строительство или приобретение жилья произведена за счет субсидий, финансовой помощи государства;
- в случае получения (частичного получения) плательщиком вычета на строительство либо приобретение жилья такой плательщик не вправе получить вычет в отношении иной квартиры или иного одноквартирного жилого дома (ч. 14 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).
Предоставление социальных налоговых вычетов предусмотрено статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК).
Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам (ч. 1 п. 2 ст. 210 НК):
- в течение календарного года - налоговым агентом, являющимся местом основной работы (службы, учебы);
- по окончании календарного года - налоговым органом по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 219 НК, при подаче налоговой декларации (расчета).
Индивидуальные предприниматели (нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально), не имеющие в течение отчетного или налогового периода места основной работы (службы, учебы), применяют социальные налоговые вычеты при исчислении подоходного налога за отчетный или налоговый период при подаче налоговой декларации (расчета) (ч. 2 п. 2 ст. 210, ч. 2 п. 37 ст. 205 НК).
Социальный вычет по суммам, уплаченным за обучение (подп. 1.1 ст. 210 НК)
Кому предоставляется вычет |
Плательщикам, уплатившим: - за свое обучение; - обучение лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства; - обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста, - плательщикам, являющимся опекунами (попечителями) (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
За какое обучение |
За обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении: - первого высшего; - первого среднего специального; - первого профессионально-технического образования (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
Какие расходы по обучению принимаются к вычету |
К вычету принимаются суммы: - уплаченные за обучение; - направленные на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на получение образования (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
В какой сумме предоставляется вычет |
В сумме, уплаченной за обучение (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК). Ограничения в сумме вычета не установлены |
На основании каких документов предоставляется вычет |
На основании документов, указанных в п. 3 ст. 210 НК (с учетом норм п. 5 и 6 ст. 210 НК) |
Начало действия вычета |
С момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца осуществления расходов: - по оплате за обучение; - погашению кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35, подп. 1.1 ст. 210 НК) |
Если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью |
Неиспользованные суммы вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК) |
Социальный вычет по суммам, уплаченным (возмещенным) по договорам страхования (подп. 1.2 ст. 210 НК)
Кому предоставляется вычет |
Плательщику, который уплатил (возместил нанимателю) страховые взносы за свое страхование, а также по договорам страхования, заключенным им: - в интересах лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства; - в интересах своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста (если плательщик - их опекун (попечитель)). В случае уплаты страховых взносов лицами, состоящими с плательщиком в отношениях близкого родства (подопечными, в том числе бывшими подопечными, достигшими 18-летнего возраста), такие лица имеют право на получение вычета в сумме уплаченных страховых взносов (подп. 1.2 ст. 210 НК) |
По каким договорам предоставляется вычет |
При уплате страховым организациям Республики Беларусь (возмещении нанимателю) страховых взносов: - по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет; - договорам добровольного страхования медицинских расходов (ч. 1, 2 подп. 1.2 ст. 210 НК) |
В какой сумме предоставляется вычет |
В сумме, уплаченной (возмещенной нанимателю) в качестве страховых взносов (ч. 1 подп. 1.2 ст. 210 НК) |
На основании каких документов предоставляется вычет |
На основании документов, указанных в п. 4 ст. 210 НК (с учетом норм п. 5 и 6 ст. 210 НК) |
Начало действия вычета |
С момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца уплаты (возмещения) страховых взносов (п. 4 ст. 35, подп. 1.2 ст. 210 НК) |
Если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью |
Неиспользованные суммы вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК) |
Статьей 1 Закона от 29.12.2020 N 72-З "Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь" внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК).
Изменения вступили в силу с 1 января 2021 г. и направлены в том числе на совершенствование порядка налогообложения доходов физических лиц.
Налоговыми органами в пределах своей компетенции осуществляется постоянный контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде и занятости населения в части документального оформления трудовых отношений, обеспечения государственного социального страхования работников, а также начисления и выплаты заработной платы не ниже минимальных гарантий размеров оплаты труда.
Вместе с тем существуют определенные категории субъектов предпринимательской деятельности, которые в целях сокрытия доходов и минимизации налоговых обязательств выплачивают заработную плату "в конвертах", либо выплачивают ее в размере ниже уровня бюджета прожиточного минимума.
Так, с 1 января 2021 г. в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном пунктом 5 статьи 216 НК (часть 1 пункта 5-1 статьи 216 НК).
Согласно части 2 статьи 195 НК под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов физического лица и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Вышеуказанная норма направлена на предотвращение фактов выплаты заработной платы "в конвертах" и является мерой воздействия на недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих такие доходы без отражения сведений о них в налоговом и (или) бухгалтерском учете.
Статьей 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в редакции, вступившей в силу с 01.03.2021, предусмотрена административная ответственность за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).
Так, пунктом 4 указанной статьи 14.5 за невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, в том числе должностным лицом юридического лица, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 120 базовых величин. Если нарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, сумма штрафа составит от 100 до 200 базовых величин.