Предоставление социальных налоговых вычетов предусмотрено статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК).
Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам (ч. 1 п. 2 ст. 210 НК):
- в течение календарного года - налоговым агентом, являющимся местом основной работы (службы, учебы);
- по окончании календарного года - налоговым органом по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 219 НК, при подаче налоговой декларации (расчета).
Индивидуальные предприниматели (нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально), не имеющие в течение отчетного или налогового периода места основной работы (службы, учебы), применяют социальные налоговые вычеты при исчислении подоходного налога за отчетный или налоговый период при подаче налоговой декларации (расчета) (ч. 2 п. 2 ст. 210, ч. 2 п. 37 ст. 205 НК).
Социальный вычет по суммам, уплаченным за обучение (подп. 1.1 ст. 210 НК)
Кому предоставляется вычет |
Плательщикам, уплатившим: - за свое обучение; - обучение лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства; - обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста, - плательщикам, являющимся опекунами (попечителями) (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
За какое обучение |
За обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении: - первого высшего; - первого среднего специального; - первого профессионально-технического образования (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
Какие расходы по обучению принимаются к вычету |
К вычету принимаются суммы: - уплаченные за обучение; - направленные на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на получение образования (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
В какой сумме предоставляется вычет |
В сумме, уплаченной за обучение (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК). Ограничения в сумме вычета не установлены |
На основании каких документов предоставляется вычет |
На основании документов, указанных в п. 3 ст. 210 НК (с учетом норм п. 5 и 6 ст. 210 НК) |
Начало действия вычета |
С момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца осуществления расходов: - по оплате за обучение; - погашению кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35, подп. 1.1 ст. 210 НК) |
Если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью |
Неиспользованные суммы вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК) |
Социальный вычет по суммам, уплаченным (возмещенным) по договорам страхования (подп. 1.2 ст. 210 НК)
Кому предоставляется вычет |
Плательщику, который уплатил (возместил нанимателю) страховые взносы за свое страхование, а также по договорам страхования, заключенным им: - в интересах лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства; - в интересах своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста (если плательщик - их опекун (попечитель)). В случае уплаты страховых взносов лицами, состоящими с плательщиком в отношениях близкого родства (подопечными, в том числе бывшими подопечными, достигшими 18-летнего возраста), такие лица имеют право на получение вычета в сумме уплаченных страховых взносов (подп. 1.2 ст. 210 НК) |
По каким договорам предоставляется вычет |
При уплате страховым организациям Республики Беларусь (возмещении нанимателю) страховых взносов: - по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет; - договорам добровольного страхования медицинских расходов (ч. 1, 2 подп. 1.2 ст. 210 НК) |
В какой сумме предоставляется вычет |
В сумме, уплаченной (возмещенной нанимателю) в качестве страховых взносов (ч. 1 подп. 1.2 ст. 210 НК) |
На основании каких документов предоставляется вычет |
На основании документов, указанных в п. 4 ст. 210 НК (с учетом норм п. 5 и 6 ст. 210 НК) |
Начало действия вычета |
С момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца уплаты (возмещения) страховых взносов (п. 4 ст. 35, подп. 1.2 ст. 210 НК) |
Если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью |
Неиспользованные суммы вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК) |
Статьей 1 Закона от 29.12.2020 N 72-З "Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь" внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК).
Изменения вступили в силу с 1 января 2021 г. и направлены в том числе на совершенствование порядка налогообложения доходов физических лиц.
Налоговыми органами в пределах своей компетенции осуществляется постоянный контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде и занятости населения в части документального оформления трудовых отношений, обеспечения государственного социального страхования работников, а также начисления и выплаты заработной платы не ниже минимальных гарантий размеров оплаты труда.
Вместе с тем существуют определенные категории субъектов предпринимательской деятельности, которые в целях сокрытия доходов и минимизации налоговых обязательств выплачивают заработную плату "в конвертах", либо выплачивают ее в размере ниже уровня бюджета прожиточного минимума.
Так, с 1 января 2021 г. в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном пунктом 5 статьи 216 НК (часть 1 пункта 5-1 статьи 216 НК).
Согласно части 2 статьи 195 НК под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов физического лица и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Вышеуказанная норма направлена на предотвращение фактов выплаты заработной платы "в конвертах" и является мерой воздействия на недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих такие доходы без отражения сведений о них в налоговом и (или) бухгалтерском учете.
Статьей 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в редакции, вступившей в силу с 01.03.2021, предусмотрена административная ответственность за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).
Так, пунктом 4 указанной статьи 14.5 за невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, в том числе должностным лицом юридического лица, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 120 базовых величин. Если нарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, сумма штрафа составит от 100 до 200 базовых величин.Употребление алкогольных напитков неизвестного происхождения, суррогатов алкоголя крайне опасно как для здоровья, так и для жизни человека.
Прием некачественных, фальсифицированных (контрафактных) спиртных напитков может сопровождаться тяжелыми, вплоть до смертельного исхода, поражениями печени, почек, глаз, центральной нервной системы.
Опасность отравления при употреблении поддельных алкогольных напитков подстерегает как хронических алкоголиков, так и людей, вовсе не злоупотребляющих алкоголем. Граждане, приобретающие алкогольные напитки на нелегальном рынке, подвергают себя огромному риску причинения вреда организму.
Высокий уровень смертности населения от чрезмерного употребления алкогольных напитков, в том числе от отравления суррогатным алкоголем, является угрозой для государства и общества в целом.
Согласно подпункту 1.1. пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 08.11.2016 N 5 "О перемещении, хранении и продаже физическими лицами алкогольных напитков" (далее – Декрет № 5) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе осуществлять (не для коммерческих целей):
-хранение алкогольных напитков на территории Республики Беларусь без ограничений по их количеству;
-перемещение по территории Республики Беларусь без ограничений по количеству алкогольных напитков, маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками (в том числе без документов, подтверждающих легальность приобретения этих напитков), а также алкогольных напитков, изготовленных этими лицами для собственного потребления;
-перемещение по территории Республики Беларусь алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками (в том числе без документов, подтверждающих легальность их приобретения), в объеме не более 5 литров.
Данная норма направлена на снятие барьеров для добропорядочных граждан по перемещению, хранению (не для коммерческих целей) алкогольных напитков, находящихся в законном обороте. В свою очередь, легальность поступления алкогольных напитков на рынок обеспечивается маркировкой алкогольных напитков акцизными марками Республики Беларусь или специальными марками, гарантирующей уплату в бюджет причитающихся налогов (сборов), а также сохранившимся ограничением по количеству ввозимых на территорию Республики Беларусь и перемещаемых по территории Республики Беларусь без таких марок алкогольных напитков.
Вместе с тем, Декретом № 5 сохранено количественное ограничение в отношении перемещаемых физическими лицами алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками Республики Беларусь или специальными марками (в том числе без документов, подтверждающих легальность их приобретения), в объеме не более 5 литров.
Сохранение такого ограничения направлено на защиту внутреннего рынка от поступления некачественных (фальсифицированных) алкогольных напитков, сокращение теневого оборота алкоголя, который поступает в основном с территории Российской Федерации, сохранение жизни и здоровья населения республики от реальных угроз, связанных с употреблением некачественного (фальсифицированного) алкоголя.
Таким образом, Декрет N 5 из категории правонарушителей установленного порядка перемещения и хранения алкогольных напитков выводит граждан, приобретающих, перемещающих и хранящих алкогольные напитки, в том числе зарубежного производства, для личного использования (торжественные и ритуальные мероприятия, коллекционирование и другие), без цели их дальнейшей реализации.
Учитывая степень возможных последствий для государства, а также здоровья граждан, за отдельные правонарушения в сфере производства и реализации алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта установлены значительные размеры административных штрафов.Контролирующие органы широко применяют меры профилактического и предупредительного характера, в том числе проводят мониторинги.
Мониторинг как форма налогового контроля дает возможность исправить нарушения, избежать санкций и направлен на предотвращение правонарушений.
Главная задача – добиться исполнения субъектами хозяйствования налоговых обязательств в полном объеме.
Если в процессе мониторинга впервые выявляются нарушения, то налоговый орган не применяя штрафные санкции, вручает субъекту хозяйствования письменные рекомендации по их устранению, и ожидает, что в дальнейшем он будет руководствоваться в своей деятельности принципом законности. Но если эти рекомендации не учтены и в процессе мониторинга будет повторно выявлено аналогичное нарушение, то налоговый орган применяет административный санкции в отношении такого субъекта.
Так, инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району за 2020 год проведено 33 мониторинга деятельности субъектов хозяйствования.
Основными нарушениями, выявленными в ходе мониторинга, являются нарушения порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования, отказ в осуществлении расчетов в безналичной форме посредством банковской платежной карточки или отсутствие платежного терминала, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (ИП или юридического лица).
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения.
Юридические лица могут применять общеустановленный порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения.
ИП вправе применять общеустановленный порядок налогообложения, предусматривающий уплату подоходного налога с физических лиц, упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей.
Автомобиль-такси должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром:
- прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
- включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре. Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра "КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ", в котором указана сфера применения - "Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси";
- с установленным средством контроля налоговых органов (далее - СКНО). До начала использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, субъекту хозяйствования необходимо заключить с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО и только после установки в кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, СКНО, данное кассовое оборудование можно использовать для приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежного терминала.
Юридические лица и ИП, осуществляющие пассажирские перевозки автомобилями-такси обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. До начала осуществление деятельности субъект хозяйствования должен установить платежный терминал, для чего необходимо подать в банк-эквайер заявку на установку платежного терминала.
При выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием электронной информационной системы (далее – ЭИС), предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
Если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такая перевозка пассажира рассматривается как перевозка пассажира автомобилем-такси, заказанная у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
Водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке с использованием электронной информационной системы - направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
При приеме наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, водитель автомобиля-такси суммы принятых денежных средств проводит с использованием таксометра, платежного терминала и выдает потребителю - пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги.
Инспекция МНС по Барановичскому району напоминает о некоторых особенностях уплаты НДС индивидуальными предпринимателями (далее – ИП), применяющими общий порядок налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее - НК) плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в обязательном порядке признаются ИП, применяющие общий порядок налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 НК, выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 465 255 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки.
В сумму выручки не включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с НК уплачиваются единый налог с ИП и иных физических лиц и (или) налог при упрощенной системе налогообложения.
Независимо от возникновения обстоятельств, указанных выше ИП имеет право на уплату НДС в добровольном порядке, если им принято решение об уплате НДС и подано в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о принятом решении (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 НК).
ИП до окончания налогового периода признается плательщиком НДС в отношении всех объектов налогообложения:
- при возникновении обстоятельств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 113 НК - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения такого обстоятельства;
- при принятии решения об уплате НДС - начиная с 1-го числа месяца, указанного в уведомлении о принятом решении об уплате налога на добавленную стоимость;
- ИП, государственная регистрация которого осуществлена в текущем налоговом периоде, представивший уведомление о принятом решении в месяце его государственной регистрации – начиная с дня его государственной регистрации и до окончания налогового периода.
Налоговым периодом признается календарный год.
К основным изменениям законодательства в исчислении и уплате ИП единого налога можно отнести следующие.
С 2021 года деятельность по перегону, перевозке, доставке из-за границы (за границу) автомототранспортных средств относится не к иным видам услуг и работ, указанным в ч. 1 пп. 1.1.10 ст. 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее - НК), а к видам деятельности, указанным в пп. 1.1.4 ст. 337 НК. При осуществлении такой деятельности единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог) следует исчислять исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте по месту постановки ИП на учет, то есть в таком же порядке, как для деятельности грузового автомобильного транспорта в пределах Республики Беларусь (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 342 НК).
Также к видам деятельности, указанным в пп. 1.1.4 ст. 337 НК относятся автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении ("маршрутное такси"). Теперь ИП, осуществляющие данный вид деятельности, обязаны уплачивать единый налог по ставке, указанной в пп. 1.4 приложения 24 к НК. Напомним, ранее данный вид деятельности относили к иным видам работ и услуг, указанным в пп. 1.1.10 ст. 337 НК, с применением ставки, указанной в пп. 1.10 приложения 24 к НК.
ИП, предоставляющие в отчетном периоде места для краткосрочного проживания, с 2021 года уплачивают единый налог независимо от количества сдаваемых жилых комнат в каждой представляемой для краткосрочного проживания квартире, жилом доме, т.е. единый налог уплачивается за каждую квартиру, за каждый жилой дом (п. 11 ст. 342 НК).
Произошли изменения и в порядке применения льгот по единому налогу. С 2021 года использовать льготу в виде снижения ставки на 20 % смогут не только пенсионеры по возрасту, но и лица, которые имеют право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста (пп. 1.2 ст. 340 НК).
С 2021 года закреплен порядок налогообложения "переходной" выручки (доходов) у ИП, которые в течение календарного года перешли на уплату единого налога. В частности, ИП, которые отражали выручку (учитывали доходы) по мере оплаты для целей исчисления налога при УСН или подоходного налога и начали в отношении этой деятельности применять единый налог, выручку от реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) и не оплаченных до даты перехода на единый налог, учитывают для единого налога по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг), но не позднее 31 декабря года перехода (пп. 23-1 ст. 342 НК).
По сравнению с прошлым годом расширена категория лиц, которые вправе представить декларацию по единому налогу в сроки, отличные от общеустановленных. Так, с 2021 года представить декларацию не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности, вправе не только ИП, которые не осуществляли деятельность с момента гос. регистрации, но и ИП, которые впервые начали в календарном году осуществление деятельности с уплатой единого налога (ч. 2 п. 26 ст. 342 НК).
О сроках и порядке представления налоговых деклараций
(расчетов) по подоходному налогу с физических лиц
Уважаемые граждане! Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району обращает Ваше внимание:
Срок представления налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц не позднее 31 марта 2022 года в отношении следующих доходов плательщиков полученных в 2021 году:
- по доходам, полученным за границей (или) из-за границы Республики Беларусь;
- доходам, полученным от продажи (мены, ренты) в течение календарного года одного автомобиля, общая масса которого превышает 3,5 тонны и (или) число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает восемь, либо двух и более механических транспортных средств;
- доходам, полученным от продажи (мены) в течение пяти лет двух и более объектов недвижимого имущества одного вида, либо доли в праве собственности на такое имущество;
- доходам, полученным в результате дарения от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, превышающем 7521 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода, а также по другим доходам, удержание подоходного налога с физических лиц с которых не возложено на налоговых агентов.
Декларация может быть представлена в письменной форме в налоговый орган или в электронном виде через личный кабинет плательщика.
Подробную информацию можно получить по телефону: 189 (стационарная сеть).
О реализации продукции цветоводства
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по реализации продукции цветоводства, ТОЛЬКО на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 143,00 руб.,
- в г. Барановичи - 132,00 руб.,
- в других населенных пунктах - 130,00 руб. за месяц.
Обращаем внимание, что физические лица в рамках заявительного принципа могут реализовывать на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, как самостоятельно выращенные цветы, так и приобретенные для реализации.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.