Ситуация: Работник непрерывно работает в организации (место основной работы) с 2010 г. Данным работником в марте 2020 г. в организацию представлены документы, подтверждающие рождение у него ребенка в марте 2014 г. Поскольку документы не были представлены, вычет на ребенка не предоставлялся с марта 2014 г. по март 2020 г.
В данной ситуации возврат (зачет) налога производится не позднее 5 лет со дня его уплаты в бюджет. В случае представления работником документов на вычет в марте 2020 г. возврат можно произвести только в отношении сумм перечисленного подоходного налога начиная с марта 2015 г.
В соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. При этом льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком в соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 35 НК, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:
плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);
налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);
не истекло 5 лет со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам), если иное не предусмотрено НК (часть 2 пункта 4 статьи 35 НК).
НК закреплено право плательщика на применение стандартного налогового вычета на ребенка до 18 лет и (или) на каждого иждивенца в порядке и размерах, предусмотренных подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 НК, приложением 10 к Указу №503, подпункта 1.2 пункта 1 статьи 164 НК в редакциях, действовавших с 01.01.2015 по 31.12.2018, приложением 10 к Указу №29, на основании подтверждающих документов.
В случае если плательщиком несвоевременно представлены налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога.
При этом стандартные налоговые вычеты на основании части 4 пункта 2 статьи 209 НК предоставляются в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог.
Результатом произведенного перерасчета будет являться наличие излишне удержанного у работника подоходного налога.
Излишне удержанный подоходный налог подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика, исполнения его налогового обязательства по такому налогу либо возврату плательщику, что отражено в части 1 пункта 1 статьи 223 НК. При этом зачет или возврат излишне удержанного подоходного налога могут быть произведены не позднее 5 лет со дня уплаты в бюджет такого налога (часть 2 пункта 1 статьи 223 НК.
Поскольку возврат (зачет) налога производится не позднее 5 лет со дня его уплаты в бюджет, то в случае представления работником документов на вычет в марте 2020 г. такой возврат можно произвести только в отношении сумм перечисленного подоходного налога начиная с марта 2015 г. При этом определение даты получения дохода, из которого удержан подлежащий возврату (зачету) подоходный налог, зависит от соотношения конкретных дат перечисления излишне удержанного подоходного налога и возврата (зачета) работнику этих сумм. Так, например, при перечислении 20.03.2015 излишне удержанного подоходного налога из доходов за февраль 2015 г. возвратить (зачесть) эту сумму можно не позднее 20.03.2020.
Зачет излишне удержанного подоходного налога в счет предстоящих платежей плательщика производится налоговым агентом самостоятельно путем уменьшения суммы подоходного налога, подлежащей удержанию из доходов, выплачиваемых такому плательщику (часть 3 пункта 1 статьи 223 НК).
Возврат плательщику излишне удержанного подоходного налога производится налоговым агентом за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по указанному плательщику, так и по иным плательщикам (часть 5 пункта 1 статьи 223 НК).Министерство по налогам и сборам в связи с вопросами, связанными с включением в состав внереализационных доходов (расходов) сумм курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости предоставленных и полученных займов сообщает следующее.
Курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством, в целях исчисления налога на прибыль на основании подпункта 3.20 пункта 3 статьи 174 и подпункта 3.26 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) подлежат отражению в составе внереализационных, соответственно, доходов и расходов.
При этом подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175, подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 173 НК установлено, что суммы курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, определяемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, возникших в связи с осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 НК и иным положениям законодательства, в состав внереализационных расходов и затрат, учитываемых при налогообложении, включению не подлежат.
Кроме того, на основании пункта 3 статьи 173 НК затраты, указанные в статье 173 НК, и иные затраты, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством, не могут быть включены в состав внереализационных расходов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
В соответствии с подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении налогом на прибыль не учитываются предоставленные займы, в том числе беспроцентные.
Суммы полученных займов не поименованы в НК и иных положениях законодательства в качестве затрат, не учитываемых при налогообложении. По своей сути суммы полученных займов не являются ни доходами, ни расходами организации.
Следовательно, отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке сумм предоставленного займа, при исчислении налога на прибыль не учитываются ни в составе затрат, ни в составе внереализационных расходов.
Положительные курсовые разницы, связанные с переоценкой предоставленного и полученного займа, а также отрицательные курсовые разницы по полученным займам, учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов (расходов).Министерство образования Республики Беларусь по запросу Министерства по налогам и сборам дало разъяснение, является ли молодым специалистом выпускник, получивший образование за счет собственных средств, место работы которого определено не путем распределения, а в порядке направления на работу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими).
Таким образом, выпускники, получившие высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию направленные на работу на места работы, оставшиеся после распределения, молодыми специалистами не являются.
Вместе с тем, на этих выпускников распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные подпунктами 3.1–3.3 пункта 3 статьи 48 Кодекса (пункт 6 статьи 84 Кодекса).
С 1 января 2020 г. при налогообложении прибыли стоимость топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее – топливо) можно учитывать по нормам, установленным руководителем, в т.ч. в случае, если они выше, чем нормы, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс).
В случае, когда нормы расхода топлива утверждены Минтрансом, руководитель, в соответствии с частью 1 подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), для целей налогового учета не вправе сам определить нормы расхода топлива при расчете налога на прибыль.
Вместе с тем, с 1 января 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 «О налогообложении» (с изменениями и дополнениями) (далее – Указ №503) установлено, что в состав нормируемых затрат включается стоимость топлива, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (пункт 6, абзац 2 пункта 16 Указа №503). Положения данного Указа на основании пункта 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» имеют приоритет над положениями НК и постановлениями Минтранса.
Таким образом, с учетом пункта 6 Указа №503 и разъяснения МНС с 1 января 2020 года организация вправе учитывать при налогообложении прибыли в составе нормируемых затрат стоимость автомобильного топлива, израсходованного по нормам, установленных руководителем, даже если на этот автомобиль есть нормы, установленные Минтрансом, и они ниже, чем нормы, установленные руководителем.
При установлении норм руководителем организации следует помнить, что налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 33 НК подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учетах, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
- основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
- отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
На основании изложенного, если нормы руководителя будут выше, чем нормы Минтранса, их целесообразно соответствующим образом обосновать во избежание негативных последствий по результатам проверки.Президентом Республики Беларусь 24 апреля 2020 года подписан Указ № 143 «О поддержке экономики», в соответствии с которым индивидуальные предприниматели, уплатившие в 2020 году единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), вправе в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения.
Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти в 2020 году на применение упрощенной системы налогообложения (далее – упрощенная система), должны с 1-го по 20-е число календарного месяца, с которого они начинают применение в 2020 году упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему с указанием даты такого перехода.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на иной порядок налогообложения, вносят необходимые изменения и (или) дополнения в налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за отчетный квартал 2020 года, в котором осуществлен такой переход.
Осуществить переход на иной порядок налогообложения индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога вправе начиная с 1 апреля 2020 года
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность в области фотосъемки, изготовлении фотографий, видеосъемки событий.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности в области фотосъемки, изготовлении фотографий:
- в г. Бресте - в размере 226,00 руб.,
- в г. Барановичи – 184,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 147,00 руб. за месяц.
при осуществлении деятельности в области видеосъемки событий:
- в г. Бресте - в размере 243,00 руб.,
- в г. Барановичи – 213,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 158,00 руб. за месяц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, признается деятельность по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере:
- в г. Бресте - в размере 96,00 руб.,
- в г. Барановичи – 86,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 30,00 руб. за месяц.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по
выращиванию сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 №65 (с изменениями и дополнениями) предоставление
услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции включает: услуги по обработке земли, посеву, возделыванию и уборке урожая;
агрохимические услуги: внесение удобрений, известкование и гипсование почв, в том числе с воздуха;
предоставление сельскохозяйственных машин с водителем и бригадой;
услуги по внедрению культуры, стимулированию ее выращивания или защите от болезней, насекомых-вредителей и грызунов, в том числе с воздуха;
подготовку семян, включая сушку, очистку, сортировку, протравливание,
инкрустацию (обволакивание), проверку на посевные качества и хранение;
послеуборочную доработку полевых культур: очистку, сушку,
сортировку и т.п.;
работы по погрузке, разгрузке и транспортированию продукции
растениеводства, органических и минеральных удобрений в пределах хозяйства;
почвенно-агрохимические исследования;
работы по улучшению сельскохозяйственных угодий;
заложение, обработку и содержание садов, парков, зеленых насаждений в спортивных объектах, на кладбищах и т.п.;
озеленение улиц, автомобильных и железных дорог, водных источников, городских территорий, территорий предприятий и т.п., уход за зелеными насаждениями (включая подрезку деревьев и кустарников, их пересадку, удаление больных деревьев и т.п.);
прочие услуги в растениеводстве.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид
деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет
расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано
уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 43,00 руб.,
- в г. Барановичи – 39,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 33,00 руб. за месяц.Несмотря на проводимую налоговыми органами работу, направленную на предотвращение нарушений законодательства, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации, контролирующие органы по-прежнему выявляют такие нарушения со стороны граждан.
В результате проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району контрольных мероприятий установлен факт осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности жителем Ганцевичского района, который оказывал услуги сомнительного качества по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Данному гражданину налоговым органом предъявлен к уплате единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в сумме 215,06 белорусских рублей, а также вручено информационное уведомление-разъяснение о мерах ответственности за осуществление физическими лицами деятельности с нарушением законодательства.
В случае выявления повторного нарушения гражданин будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере до ста базовых величин (2700,00 белорусских рублей) с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
1. Государственная регистрация субъектов хозяйствования.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
Ответственность за совершение осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена частью 1-1 статьи 12.7Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) и влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
2. Условия начала осуществления деятельности.
До начала осуществления деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильный перевозчик обязан в письменной или электронной форме уведомить местный исполнительный и распорядительный орган либо оператора такси в случае его определения местным исполнительным и распорядительным органом о дате начала осуществления такой деятельности с указанием способа организации и управления технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, а при прекращении осуществления такой деятельности не позднее 10 дней со дня прекращения - о дате ее прекращения.
Для выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильному перевозчику необходимо заключить с диспетчером такси договор об оказании услуг диспетчера такси либо самостоятельно обеспечить организацию и управление технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, в том числе с использованием электронных информационных систем (далее – ЭИС).
Автомобильные перевозчики, самостоятельно выполняющие прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством ЭИС обязаны представлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску.
3. Уплата налогов.
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения. Юридические лица могут применять общеустановленный порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели вправе применять общеустановленный порядок налогообложения, предусматривающий уплату подоходного налога с физических лиц, упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Ответственность за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) предусмотрена частью 1 статьи 13.6 КоАП и влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей (взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
Ответственность за отсутствие у налогового агента (нанимателя) учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику (наемному лицу) доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, предусмотрена частью 1 статьи 13.5 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двух до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пяти до ста базовых величин.
4. Порядок использования кассового оборудования.
Автомобиль-такси должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром:
прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре. Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра «КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ», в котором указана сфера применения – «Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси»;
с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО). До начала использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, субъекту хозяйствования необходимо заключить с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО и только после установки в кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, СКНО, данное кассовое оборудование можно использовать для приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежного терминала.
5. Установка и использование платежных терминалов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки автомобилями-такси обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. До начала осуществление деятельности субъект хозяйствования должен установить платежный терминал, для чего необходимо подать в банк-эквайер заявку на установку платежного терминала.
Справочно. Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность без установки и использования платежных терминалов в автомобилях-такси при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку платежного терминала, в течение двух месяцев с момента начала осуществления деятельности.
6. Порядок приема денежных средств при использовании электронной информационной системы.
При выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием ЭИС, предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
Если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такая перевозка пассажира рассматривается как перевозка пассажира автомобилем-такси, заказанная у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
Ответственности за нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов, а равно отсутствие такого оборудования и (или) терминалов предусмотрена частью 1 статьи 12.20 КоАП и влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
7. Порядок приема наличных денежных средств и обязанность выдачи водителем автомобиля-такси платежного документа.
Водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке с использованием электронной информационной системы – направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
При приеме наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, водитель автомобиля-такси суммы принятых денежных средств проводит с использованием таксометра, платежного терминала и выдает потребителю – пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги.
Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств, выразившееся в неприменении кассового оборудования в установленных законодательством случаях предусмотрена частью 1 статьи 12.18 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. Невыдача платежного документа, подтверждающего факт оплаты в соответствии с частью 2 статьи 12.18 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.