С 1 января 2020 г. при налогообложении прибыли стоимость топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее – топливо) можно учитывать по нормам, установленным руководителем, в т.ч. в случае, если они выше, чем нормы, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс).
В случае, когда нормы расхода топлива утверждены Минтрансом, руководитель, в соответствии с частью 1 подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), для целей налогового учета не вправе сам определить нормы расхода топлива при расчете налога на прибыль.
Вместе с тем, с 1 января 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 «О налогообложении» (с изменениями и дополнениями) (далее – Указ №503) установлено, что в состав нормируемых затрат включается стоимость топлива, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (пункт 6, абзац 2 пункта 16 Указа №503). Положения данного Указа на основании пункта 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» имеют приоритет над положениями НК и постановлениями Минтранса.
Таким образом, с учетом пункта 6 Указа №503 и разъяснения МНС с 1 января 2020 года организация вправе учитывать при налогообложении прибыли в составе нормируемых затрат стоимость автомобильного топлива, израсходованного по нормам, установленных руководителем, даже если на этот автомобиль есть нормы, установленные Минтрансом, и они ниже, чем нормы, установленные руководителем.
При установлении норм руководителем организации следует помнить, что налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 33 НК подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учетах, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
- основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
- отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
На основании изложенного, если нормы руководителя будут выше, чем нормы Минтранса, их целесообразно соответствующим образом обосновать во избежание негативных последствий по результатам проверки.Президентом Республики Беларусь 24 апреля 2020 года подписан Указ № 143 «О поддержке экономики», в соответствии с которым индивидуальные предприниматели, уплатившие в 2020 году единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), вправе в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения.
Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти в 2020 году на применение упрощенной системы налогообложения (далее – упрощенная система), должны с 1-го по 20-е число календарного месяца, с которого они начинают применение в 2020 году упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему с указанием даты такого перехода.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на иной порядок налогообложения, вносят необходимые изменения и (или) дополнения в налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за отчетный квартал 2020 года, в котором осуществлен такой переход.
Осуществить переход на иной порядок налогообложения индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога вправе начиная с 1 апреля 2020 года
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность в области фотосъемки, изготовлении фотографий, видеосъемки событий.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности в области фотосъемки, изготовлении фотографий:
- в г. Бресте - в размере 226,00 руб.,
- в г. Барановичи – 184,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 147,00 руб. за месяц.
при осуществлении деятельности в области видеосъемки событий:
- в г. Бресте - в размере 243,00 руб.,
- в г. Барановичи – 213,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 158,00 руб. за месяц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, признается деятельность по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере:
- в г. Бресте - в размере 96,00 руб.,
- в г. Барановичи – 86,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 30,00 руб. за месяц.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по
выращиванию сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 №65 (с изменениями и дополнениями) предоставление
услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции включает: услуги по обработке земли, посеву, возделыванию и уборке урожая;
агрохимические услуги: внесение удобрений, известкование и гипсование почв, в том числе с воздуха;
предоставление сельскохозяйственных машин с водителем и бригадой;
услуги по внедрению культуры, стимулированию ее выращивания или защите от болезней, насекомых-вредителей и грызунов, в том числе с воздуха;
подготовку семян, включая сушку, очистку, сортировку, протравливание,
инкрустацию (обволакивание), проверку на посевные качества и хранение;
послеуборочную доработку полевых культур: очистку, сушку,
сортировку и т.п.;
работы по погрузке, разгрузке и транспортированию продукции
растениеводства, органических и минеральных удобрений в пределах хозяйства;
почвенно-агрохимические исследования;
работы по улучшению сельскохозяйственных угодий;
заложение, обработку и содержание садов, парков, зеленых насаждений в спортивных объектах, на кладбищах и т.п.;
озеленение улиц, автомобильных и железных дорог, водных источников, городских территорий, территорий предприятий и т.п., уход за зелеными насаждениями (включая подрезку деревьев и кустарников, их пересадку, удаление больных деревьев и т.п.);
прочие услуги в растениеводстве.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид
деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет
расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано
уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 43,00 руб.,
- в г. Барановичи – 39,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 33,00 руб. за месяц.Несмотря на проводимую налоговыми органами работу, направленную на предотвращение нарушений законодательства, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации, контролирующие органы по-прежнему выявляют такие нарушения со стороны граждан.
В результате проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району контрольных мероприятий установлен факт осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности жителем Ганцевичского района, который оказывал услуги сомнительного качества по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Данному гражданину налоговым органом предъявлен к уплате единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в сумме 215,06 белорусских рублей, а также вручено информационное уведомление-разъяснение о мерах ответственности за осуществление физическими лицами деятельности с нарушением законодательства.
В случае выявления повторного нарушения гражданин будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере до ста базовых величин (2700,00 белорусских рублей) с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
1. Государственная регистрация субъектов хозяйствования.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
Ответственность за совершение осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена частью 1-1 статьи 12.7Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) и влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
2. Условия начала осуществления деятельности.
До начала осуществления деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильный перевозчик обязан в письменной или электронной форме уведомить местный исполнительный и распорядительный орган либо оператора такси в случае его определения местным исполнительным и распорядительным органом о дате начала осуществления такой деятельности с указанием способа организации и управления технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, а при прекращении осуществления такой деятельности не позднее 10 дней со дня прекращения - о дате ее прекращения.
Для выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильному перевозчику необходимо заключить с диспетчером такси договор об оказании услуг диспетчера такси либо самостоятельно обеспечить организацию и управление технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, в том числе с использованием электронных информационных систем (далее – ЭИС).
Автомобильные перевозчики, самостоятельно выполняющие прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством ЭИС обязаны представлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску.
3. Уплата налогов.
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения. Юридические лица могут применять общеустановленный порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели вправе применять общеустановленный порядок налогообложения, предусматривающий уплату подоходного налога с физических лиц, упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Ответственность за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) предусмотрена частью 1 статьи 13.6 КоАП и влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей (взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
Ответственность за отсутствие у налогового агента (нанимателя) учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику (наемному лицу) доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, предусмотрена частью 1 статьи 13.5 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двух до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пяти до ста базовых величин.
4. Порядок использования кассового оборудования.
Автомобиль-такси должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром:
прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре. Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра «КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ», в котором указана сфера применения – «Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси»;
с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО). До начала использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, субъекту хозяйствования необходимо заключить с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО и только после установки в кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, СКНО, данное кассовое оборудование можно использовать для приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежного терминала.
5. Установка и использование платежных терминалов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки автомобилями-такси обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. До начала осуществление деятельности субъект хозяйствования должен установить платежный терминал, для чего необходимо подать в банк-эквайер заявку на установку платежного терминала.
Справочно. Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность без установки и использования платежных терминалов в автомобилях-такси при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку платежного терминала, в течение двух месяцев с момента начала осуществления деятельности.
6. Порядок приема денежных средств при использовании электронной информационной системы.
При выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием ЭИС, предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
Если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такая перевозка пассажира рассматривается как перевозка пассажира автомобилем-такси, заказанная у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
Ответственности за нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов, а равно отсутствие такого оборудования и (или) терминалов предусмотрена частью 1 статьи 12.20 КоАП и влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
7. Порядок приема наличных денежных средств и обязанность выдачи водителем автомобиля-такси платежного документа.
Водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке с использованием электронной информационной системы – направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
При приеме наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, водитель автомобиля-такси суммы принятых денежных средств проводит с использованием таксометра, платежного терминала и выдает потребителю – пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги.
Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств, выразившееся в неприменении кассового оборудования в установленных законодательством случаях предусмотрена частью 1 статьи 12.18 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. Невыдача платежного документа, подтверждающего факт оплаты в соответствии с частью 2 статьи 12.18 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
Подразделения оперативных мероприятий налоговых инспекций Брестской области при проведении контрольных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов незаконного оборота средств индивидуальной защиты, установлено два факта продажи медицинских масок.
Так, работниками управления оперативных мероприятий по Брестской области во взаимодействии с сотрудниками ОБЭП ОВД администрации Московского района г.Бреста 05.03.2020 в гаражном кооперативе г.Бреста установлен житель г.Бреста, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого была направлена на получение прибыли от продажи масок медицинских импортного производства в количестве 7 000 штук общей стоимостью 7 000 рублей. Так, при проведении тематической оперативной проверки изъяты маски в количестве 3 000 штук, которые житель г.Бреста уже успел перегрузить в автомобиль потенциального покупателя, а также изъяты маски в количестве 4 000 штук, обнаруженные в салоне микроавтобуса, находящегося под управлением нарушителя.
Деятельность квалифицирована как незаконная предпринимательская, в связи с ее направленностью на систематическое получение прибыли от продажи товаров в отсутствие государственной регистрации. В отношении гражданина составлен протокол об административном правонарушении по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Постановлением экономического суда Брестской области правонарушитель подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 50 базовых величин (1 350,0 рублей) с конфискацией 7 000 масок. Кроме того, гражданину доначислен единый налог за март 2020 года.
Проведенные мероприятия позволили предотвратить реализацию гражданам медицинских масок сомнительного качества.
Работа в данном направлении продолжается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2020 г. № 216 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860» (далее – постановление), установлены следующие даты и этапы введения обязательной маркировки обуви:
- производство и импорт обуви без маркировки, а также оптовая и розничная продажа немаркированной обуви запрещены с 1 июля 2020 г. (ранее – с 1 марта 2020 г);
- передача сведений о производстве, импорте, оптовой и розничной продаже обуви в систему маркировки обязательна с 1 июля 2020 г. (ранее – с 1 марта 2020 г);
- маркировка остатков обуви произведенных или приобретенных до 1 июля 2020 г., возможна до 1 сентября 2020 г. (ранее – до 1 марта и
1 мая 2020 г. соответственно);
- импортируемые обувные товары, ввезенные после 1 июля, но приобретенные до 1 июля 2020 г. (ранее – до 1 марта), участники оборота должны промаркировать до 1 августа 2020 г. (ранее – до 1 апреля
2020 г.).
Камеральная проверка проводится налоговым органом на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), иных документов и информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе без выхода к субъекту хозяйствования.
Эта форма налогового контроля зарекомендовала себя как эффективный инструмент предотвращения правонарушений в сфере налогообложения, позволяющий обеспечить полноту уплаты налогов (сборов) в бюджет без вмешательства в текущую деятельность плательщика, а также предоставляющий право плательщику на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности.
По результатам проведения в 2019 году последующего этапа камеральной проверки организаций агропромышленного комплекса Брестской области налоговыми органами направлено 401 уведомление о представлении дополнительных документов, информации и (или) пояснений либо внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы либо представлении налоговой декларации (расчета).
Наиболее частые нарушения, выявляемые налоговыми органами, связаны с порядком корректировки налоговой базы по НДС при получении бюджетного финансирования. Не соблюдается плательщиками и порядок принятия к вычету сумм «входного» налога, в том числе уплаченного налоговым органам по ввозу товаров с территории государств – членов ЕАЭС и уплаченного таможенным органам.
Так, в ходе осуществления последующего этапа камеральной проверки ОАО «А» за январь-июль 2019 года установлен факт принятия к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику при приобретении товаров, работ (услуг), оплата которых производилась за счет средств, полученных из бюджетных источников. По факту установленного нарушения плательщику направлено уведомление, на которое представлена уточненная налоговая декларация по НДС, дополнительно исчислен НДС в сумме 126,0 тыс.рублей.
Всего за 2019 год, на основании представленных организациями агропромышленного комплекса уточненных налоговых деклараций (расчетов) дополнительно исчислено налогов в сумме 1,4 млн.рублей, а также предотвращен необоснованный возврат (зачет) НДС в сумме 1,7 млн.рублей.