Налоговые органы сообщают, что в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 (с учетом изменений и дополнений) «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования (далее – Постановление 924/16) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями – такси прием наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек должен осуществляться с использованием кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО).
СКНО - специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных системы контроля кассового оборудования.
Заключение и исполнение договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем – такси удостоверяется платежным документом, оформляемым с применением кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, за исключением случая заключения и исполнения договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем –такси, заказанной с использованием электронной информационной системы.
Заключение и исполнение договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем–такси, заказанной с использованием электронной информационной системы, удостоверяется электронной квитанцией, направляемой на адрес электронной почты, указанный заказчиком такой перевозки (п. 27 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»).
Электронная информационная система – информационная система, зарегистрированная в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке в Государственном регистре информационных систем, посредством которой диспетчер такси или автомобильный перевозчик обеспечивают организацию и управление технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями – такси с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет и посредством которой оплата пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси осуществляется в безналичном порядке в соответствии с законодательством (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
В случае, если субъект хозяйствования осуществляет перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы, то выполнение автомобильной перевозки пассажиров осуществляется с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром. Если организация или индивидуальный предприниматель выполняют автомобильные перевозки пассажиров автомобилями – такси, заказанные только с использованием электронной информационной системы, оборудование автомобиля-такси такой организации или индивидуального предпринимателя кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
Если субъект хозяйствования осуществляет перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные не только с использованием электронной информационной системы, но и, например «от борта», то в данном случае автомобиль-такси должен быть оснащен кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром. При осуществлении перевозок, заказанных с использованием электронной информационной системы, кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, выключается.
Обращаем внимание, что за неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при оказании услуг за наличный расчет или не оформление установленного законодательством документа при оказании услуг за наличный расчет без применения кассового оборудования частью 1 статьи 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин.
В соответствии с частью 1 статьи 12.20 КоАП за нарушение порядка использования кассового оборудования, платежных терминалов, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 №196, о факте порчи, утраты, хищения БСО материально-ответственное лицо сообщает руководителю организации (индивидуальному предпринимателю (далее – ИП)). Руководителем не позднее трех рабочих дней со дня обнаружения этих фактов назначается комиссия, которая проводит проверку фактического наличия БСО. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без привлечения наемных работников, являющихся материально ответственными лицами, проводят проверку фактов порчи, утраты, хищения бланков без создания комиссии.
По результатам такой проверки составляется акт, по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 №33/77/17 (далее – Инструкция №33/77/17), с указанием обстоятельств утраты (хищения) количества недостающих БСО с перечислением их серий и номеров. Акт подписывается председателем и членами комиссии или ИП и не позднее рабочего дня, следующего за днем его составления, представляется руководителю организации (ИП) для принятия соответствующего решения. Утвержденный акт не позднее рабочего дня, следующего за днем его утверждения, представляется в инспекцию МНС по месту регистрации, которая передает в электронный банк данных информацию о бланках, указанных в акте, с признаком "Недействительно" (п. 20, 21 Инструкции №33/77/17).
Данный алгоритм действий предусмотрен для всех видов бланков документов с определенной степенью защиты, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных и не зависит от того, какой именно экземпляр бланка утерян.Налоговому контролю трансфертного ценообразования (ТЦО) подлежат в том числе и внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами.
Если при проведении контроля ТЦО этих сделок выявлено занижение налога на прибыль (завышение убытка) в связи с установлением условий анализируемой сделки, отличных от условий сопоставимых сделок, производится корректировка налоговой базы (суммы убытка). Плательщик вправе самостоятельно произвести такую корректировку и доплатить налог на прибыль в соответствии с частью 1 пункта 5 статьи 87 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК). Корректировка производится только в том случае, если она не приводит к уменьшению налога на прибыль (часть 4 пункта 5 статьи 87 НК).
Контроль ТЦО осуществляется при условии, что цена (показатель рентабельности) анализируемой сделки находится вне диапазона рыночных цен (диапазона рыночных показателей рентабельности) (часть 2 пункта 3 статьи 87 НК).
Цена анализируемой сделки соответствует рыночной цене не только тогда, когда она находится в диапазоне рыночных цен и (или) показатель рентабельности находится в диапазоне рыночных показателей рентабельности, но и в случаях, когда (части 2 и 3 пункта 3 статьи 87 НК):
- сделка совершена на бирже и ее цена сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством;
- цена сделки определена в ходе торгов, проведенных в ходе аукциона в соответствии с законодательством;
- плательщик совершил сделку, цена (тариф) которой регулируется Президентом Республики Беларусь, государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов);
- имущество реализовано в соответствии с законодательством, регулирующим отношения по залогу имущества;
- цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 11 НК;
- цена определена оценщиком, если в соответствии с законодательством проведение оценки является обязательным условием при совершении сделки.
Право заключать с МНС соглашение о ценообразовании появилось у организаций с 2019 года. Обратиться с заявлением в МНС для заключения такого соглашения на основании пункта 1 статьи 98 НК могут организации включенные в перечень крупных плательщиков или организации, совершившие анализируемые сделки в сумме более 2 млн. бел. руб. (без учета НДС, акцизов).
Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами.
Для целей контроля ТЦО под внешнеторговой сделкой в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 87 НК понимается совершенная с иностранной организацией, иностранным гражданином сделка:
- по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- предоставлению (получению) в пользование имущества (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров).
К сделкам с взаимозависимым лицом приравнивается совокупность сделок, совершенных с участием (при посредничестве) третьего лица, не являющегося взаимозависимым, при условии, что такое лицо (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 88 НК):
- не осуществляет в этой совокупности сделок существенных функций, за исключением организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не использует никаких активов и (или) не принимает рисков для организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Контроль внешнеторговых сделок со взаимозависимыми лицами (в том числе при посредничестве третьего лица через совокупность сделок) осуществляется при условии, что цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом-нерезидентом в календарном году превысила стоимостной порог (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 88 НК): в размере 400 тыс. бел. руб. для всех организаций (кроме крупных плательщиков) и в размере 2 млн. бел. руб. для организаций, включенных в перечень крупных плательщиков.
Сумма цен сделок с одним контрагентом определяется путем суммирования значения цены каждой сделки с ним по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или значения цены каждой сделки с ним по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав (пункт 4 статьи 88 НК).Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) – это особый режим налогообложения, направленный на стимулирование развития сельскохозяйственных организаций, так как разработан с учетом специфики деятельности указанной категории организаций.
Правовая основа единого налога регламентирована нормами главы 34 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК).
В соответствии со статьей 345 НК, плательщиками единого налога признаются юридические лица Республики Беларусь (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 14 НК), перешедшие на применение единого налога на условиях, установленных пунктами 2 - 4 статьи 348 НК, а именно:
организации, осуществляющие производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна и организации в части деятельности их филиалов, исполняющих налоговые обязательства организации (далее – филиал), если эти филиалы осуществляют производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна.
На основании пункта 2 статьи 345 НК, не вправе применять единый налог организации – плательщики налога при упрощенной системе налогообложения; резиденты свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень"; организации в период применения единого налога на вмененный доход и до конца календарного года, в котором его применение прекращено.
Пунктом 1 статьи 347 НК определены общие условия применения единого налога. Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 347 НК, применять единый налог вправе организация, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50% общей суммы выручки организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 345 НК организация не вправе применять единый налог в календарном году, если за предшествующий ему календарный год процентная доля, определенная пунктом 1 статьи 347 НК, не соответствует размеру, указанному в этом пункте.
Объектом налогообложения единым налогом признается валовая выручка (статьи 346 НК).
Пунктом 5 статьи 347 НК установлено, что единый налог заменяет для плательщиков:
налог на прибыль (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента);
налог на недвижимость;
земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон.
Сохраняется общий порядок исчисления и уплаты: земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые; земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля, определенная подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 347 НК, не соответствует размеру, указанному в этой части;
экологический налог, за исключением экологического налога за захоронение отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами;
сбор с заготовителей.
В целях применения единого налога сельскохозяйственной продукцией является:
продукция растениеводства, которая в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее – классификатор) классифицируется в группах 01.1 - 01.3 (за исключением продукции цветоводства и декоративных растений); продукция животноводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 01.4; продукция рыбоводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 03.0 и получена в результате разведения, выращивания и содержания в искусственных условиях.
Услуги (работы), независимо от их классификации, не являются сельскохозяйственной продукцией.
Производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и первичная переработка льна должны осуществляться на территории Республики Беларусь.
Налоговая база единого налога в соответствии со статьей 349 НК определяется как денежное выражение валовой выручки (сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов).
Статьей 350 НК определен размер ставки единого налога. Так, в соответствии с пунктом 1 данной статьи, ставка единого налога устанавливается в размере один (1) процент, но при несоответствии за календарный год процентной доли, определенной пунктом 1 статьи 347 НК, размеру, указанному выше, исчисление единого налога производится по ставке три (3) процента исходя из налоговой базы единого налога за календарный год, за который допущено указанное несоответствие (пункт 2 статьи 350 НК).Нормами Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) предусмотрена обязанность для организаций, совершивших анализируемые сделки, проинформировать о них налоговый орган.
Под анализируемой сделкой понимается сделка, которая подлежит контролю соответствия рыночным ценам, определенная статьей 88 НК.
В 2019 г. информирование о таких сделках производится путем:
- внесения сведений о каждой анализируемой сделке в электронный счет-фактуру (далее - ЭСЧФ) и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;
- представления документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены;
- представления экономического обоснования примененной цены.
Внесение сведений в ЭСЧФ осуществляется путем проставления отметки в соответствующих строках ЭСЧФ. Обращаем внимание, что сведения вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.
В 2019 г. документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены (далее – документация) обязаны составлять следующие организации:
- включенные в перечень крупных плательщиков, по совершенной анализируемой внешнеторговой сделке со взаимозависимым лицом, если цена сделки (сумма цен сделок) превышает 2 млн. бел. руб. (без учета НДС, акцизов);
- совершившие внешнеторговую сделку по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, если цена сделки (сумма цен сделок) превышает 2 млн. бел. руб. (без учета НДС, акцизов).
Документация не составляется по сделкам:
- совершенным на бирже, если цена сделки сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством, за исключением сделок со взаимозависимыми лицами (в том числе сделок, приравненных к сделкам со взаимозависимыми лицами) и резидентами оффшорных зон;
- в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.
Документация представляется в налоговый орган только по его требованию и в случае, если налоговый орган проводит проверку.
С 2019 г. документация представляется по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок).
Форма документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены, установлена согласно приложению 23 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. №2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (далее – Постановление №2). По сделкам, совершенным до 2019 г., документация составляется в произвольной форме и должна содержать сведения, предусмотренные законодательством на дату совершения сделки.
Экономическое обоснование примененной цены (далее – экономическое обоснование) представляется организацией при проведении налоговыми органами:
- последующего этапа камеральной проверки. В этом случае налоговый орган направляет организации уведомление в электронном или письменном виде на представление экономического обоснования. Срок представления экономического обоснования указывается в уведомлении и составляет не более десяти рабочих дней со дня направления уведомления. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа на основании поданного плательщиком заявления с обоснованием необходимости его продления;
- выборочной (внеплановой, выездной) проверки. В этом случае налоговый орган направляет организации запрос на представление экономического обоснования. Срок представления экономического обоснования указывается в запросе и составляет не менее двух рабочих дней.
Экономическое обоснование представляется по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок) и должно содержать информацию, предусмотренную подпунктами 4.1 - 4.4, 4.7, 4.10 и 4.11 пункта 4 статьи 97 НК.
Форма экономического обоснования примененной цены установлена согласно приложению 24 к Постановлению №2.
Кроме того, для целей предоставления плательщику возможности описать любые условия, влияющие на установление рыночной цены в совершенной им сделке, нормами НК предусмотрено, что помимо экономического обоснования или документации организация вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия совершенной ею сделки соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках. Такая информация представляется в произвольной форме и может быть приложена к документации или к экономическому обоснованию.Ликвидация субъекта хозяйствования – процесс многоэтапный, достаточно трудоемкий и нередко – длительный, в том числе в связи с необходимостью проведения проверки.
В настоящее время возможность провести ликвидацию без налоговой проверки у субъектов хозяйствования, принявших решение о ликвидации (прекращении деятельности), имеется, и её альтернативой является аудиторское заключение.
На какой стадии необходимо инициировать проведение аудиторской оценки? Какие нюансы имеются при ликвидации таким способом? Всегда ли аудиторское заключение заменяет проведение налоговой проверки?
Итак, субъект хозяйствования, принявший решение о ликвидации (прекращении деятельности), вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности.
Порядок оказания данных услуг определён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (с изменениями и дополнениями).
Определиться в необходимости проведения аудиторской оценки субъекту хозяйствования необходимо на стадии принятия решении о ликвидации, учитывая при этом, что такую оценку вправе осуществлять только аудиторы (аудиторские организации), которые:
- застраховали свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате оказания аудиторских услуг;
- осуществляли аудиторскую деятельность не менее трех лет. Это требование касается: непосредственно их самих – при обращении к аудиторам – индивидуальным предпринимателям; работников в его штате (всех или нескольких) – при обращении к аудиторской организации.
Сведения об аудиторах (аудиторских организациях) для проведения аудиторской оценки размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/infogroup/).
Заключить договор с аудиторской организацией (аудитором) следует до подачи в регистрирующий орган документов о ликвидации, что обусловлено необходимостью отражения в заявлении о ликвидации сведений о заключении такого договора.
По результатам оказания услуг по независимому аудиту составляются аудиторское заключение по установленной законодательством форме.
Соответственно, ускорить процесс ликвидации субъекта хозяйствования, избежав налоговой проверки, можно, если:
- заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности с аудитором, который соответствует требованиям, установленным законодательством;
- направить в налоговый орган аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке в течение 20 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
- внести в течение 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет предпринимательской деятельности, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты), если в аудиторском заключении и (или) отчете указаны нарушения.
Обращаем внимание, что аудиторская оценка не означает однозначного избежания проверок со стороны государственных органов (организаций). Есть исчерпывающий перечень оснований, когда проверка назначается несмотря на осуществление аудиторской оценки (пункт 2 постановления № 500):
- в налоговом органе имеется информация, не соответствующая данным аудиторского заключения и (или) отчета, которая может повлиять на исполнение организацией обязательств перед бюджетом;
- в аудиторском заключении и (или) отчете указаны выявленные нарушения, которые в установленный срок не устранены, и в связи с ними не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты);
- налоговым органом в периоде, установленном для проведения проверки при ликвидации, принимались решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между налоговыми вычетами и налогом на добавленную стоимость, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), на общую сумму более 3000 базовых величин.
При этом сумма зачета и (или) возврата разницы определяется исходя из размера базовой величины на дату подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации;
- услуга по независимой оценке деятельности ликвидируемой организации, оказанная аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем, не соответствует установленным требованиям по ее оказанию.
Следует отметить, что субъект хозяйствования при наличии аудиторской оценки его деятельности может избежать не только налоговой проверки, но и мер административной ответственности по результатам такой проверки (при внесении исправлений в налоговую отчетность по результатам аудита).Налоговые органы вправе провести контроль трансфертного ценообразования (ТЦО) по сделкам плательщика налога на прибыль с белорусскими организациями и (или) физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь (далее - резиденты).
Если будет выявлено занижение налога на прибыль (завышение убытка) в связи с установлением условий анализируемой сделки, отличных от условий сопоставимых сделок, производится корректировка налоговой базы (суммы убытка). Плательщик вправе самостоятельно произвести такую корректировку и доплатить налог на прибыль на основании части 1 пункта 5 статьи 87 НК. Корректировка производится только в том случае, если она не приводит к уменьшению налога на прибыль (часть 4 пункта 5 статьи 87 НК).
С 2019 года контролю ТЦО подлежат следующие сделки с резидентами:
- сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества и жилищных облигаций, совершенные (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 88 НК):
с взаимозависимыми лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь. Понятие взаимозависимых лиц установлено в статье 20 НК;
плательщиками (организациями, ИП), применяющими особые режимы налогообложения.
Стоимостной порог, при превышении которого сделки являются объектом контроля, в отношении сделок с недвижимостью и жилищными облигациями не установлен (пункт 3 статьи 88 НК). Контроль осуществляется на основании части 2 пункта 3 статьи 87 НК при отклонении цены анализируемой сделки от диапазона рыночных цен (при отклонении показателей рентабельности от диапазона рыночных показателей рентабельности).
- сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, совершенные со взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка. К таким лицам в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 88 НК относятся:
1) резиденты свободных экономических зон;
2) плательщики, применяющие особые режимы налогообложения (например, применяющие упрощенную систему налогообложения );
3) отдельные категории плательщиков:
- плательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях. Например, плательщики, применяющие льготу по налогу на прибыль при производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (абзацы 1 и 2 части 1 подпункта 1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 №6),
- резиденты Парка высоких технологий,
- резиденты специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал",
- резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень".
К сделкам со взаимозависимым лицом приравнивается совокупность сделок, совершенных с участием (при посредничестве) третьего лица, не являющегося взаимозависимым, при условии, что такое лицо на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 88 НК:
- не осуществляет в этой совокупности сделок существенных функций, за исключением организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не использует никаких активов и (или) не принимает рисков для организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Контроль сделок с взаимозависимым лицом-резидентом (в том числе при посредничестве третьего лица через совокупность сделок) осуществляется при одновременном выполнении 2-х условий:
1) цена (показатель рентабельности) анализируемой сделки в соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 87 НК находится вне диапазона рыночных цен (диапазона рыночных показателей рентабельности);
2) цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превысила стоимостной порог (подпункт 3.2 пункта 3 статьи 88 НК): для всех организаций (кроме крупных плательщиков) в размере 400,00 тыс. бел. руб., для организаций, включенных в перечень крупных плательщиков в размере 2 млн. бел. руб.
Сумма цен сделок с одним контрагентом на основании пункта 4 статьи 88 НК определяется путем суммирования значения цены каждой сделки с ним по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или значения цены каждой сделки с ним по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Для целей контроля ТЦО предоставление (получение) в пользование имущества в соответствии с пунктом 2 статьи 87 НК признается реализацией (приобретением) товара (работы, услуги), имущественных прав.
По каждому контрагенту отдельно рассчитывается сумма цен сделок по реализации объектов (в том числе по предоставлению имущества в пользование) и отдельно сумма цен сделок по приобретению объектов (в том числе по получению имущества в пользование). Полученные суммы цен сделок по реализации и по приобретению не суммируются.
Независимо от того, удовлетворяют ли сделки условиям признания их контролируемыми, не подлежат контролю:
- сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, если цена (стоимость) сделки определена международным договором Республики Беларусь (абзац 2 пункта 5 статьи 88 НК);
- операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (за исключением сделок с жилищными облигациями, контролируемых согласно абзаца 3 части 1 подпункта 1.3 пункта 1 статьи 88 НК) (абзац 4 пункта 5 статьи 88 НК).С вступлением с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) существенно изменился состав контролируемых сделок для целей трансфертного ценообразования (ТЦО) путем увеличения стоимостных критериев или исключения отдельных сделок из перечня контролируемых.
Так, с 2019 года контролю соответствия рыночным ценам подлежат следующие сделки:
- внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами, если сумма цен сделок с одним лицом за год превысит 400 тыс. бел. руб. для всех плательщиков, за исключением крупных плательщиков, и 2 млн. бел. руб. – для крупных плательщиков (абзацы 2 - 3 подпункта 3.1 пункта 3 статьи 88 НК);
- внешнеторговые сделки с резидентами оффшорных зон, стоимостный критерий для таких сделок повышен до 400 тыс. бел. руб. (подпункт 3.4 пункта 3 статьи 88 НК);
- внешнеторговые сделки по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, определяемому Советом министров Республики Беларусь (постановление от 16.06.2016 №470), если сумма цен сделок с один лицом за год превысит 2 млн. бел. руб. (подпункт 3.3 пункта 3 статья 88 НК). В перечень стратегических товаров включены нефть и нефтепродукты, газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие, лесоматериалы, хлорид калия, прутки из железа и нелегированной стали и др.;
- сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентами Республики Беларусь - взаимозависимыми лицами, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль или освобождены от налога на прибыль. Стоимостный критерий для таких сделок также повышен до 400 тыс. бел. руб. для всех плательщиков, за исключением крупных плательщиков, и до 2 млн. бел. руб. – для крупных плательщиков (абзацы 2 - 3 подпункта 3.2 пункта 3 статьи 88 НК);
- сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества и жилищных облигаций, совершенные с взаимозависимыми лицами, с лицами, применяющими особые режимы налогообложения (без стоимостного порога (пункт 3 статьи 88 НК)).
Кроме указанных выше сделок, исключение составляют сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилое помещение, в котором оно постоянно проживало не менее 5 лет. Такие сделки не подлежат контролю с 2019 года.Физическим лицам предоставлена возможность осуществлять без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей виды деятельности, связанные с поздравлением с Новым годом.
К таким видам деятельности относятся:
- музыкально-развлекательное обслуживание торжественных мероприятий;
- деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально;
- предоставление услуг тамадой;
- деятельность, связанная с поздравлением с Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
- фотосъемка;
- видеосъемка событий;
- реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах декоративных растений, к которым, в том числе, относятся рождественские елки.
До начала осуществления деятельности физическим лицам необходимо подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление с указанием видов деятельности, планируемых для осуществления, периода и места осуществления деятельности.
Налоговый орган произведет расчет подлежащей уплате суммы единого налога с индивидуальных предпринимателей и физических лиц, который физическому лицу необходимо уплатить до начала осуществления деятельности.
Деятельность по изготовлению елочных украшений, относится к ремесленной деятельности.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога, ремесленного сбора можно получить по месту жительства.Доходы, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, являются объектом налогообложения подоходным налогом для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь. При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
При этом под доходами от источников за пределами Республики Беларусь по общему правилу понимаются доходы, полученные за границей или из-за границы. По своему роду такие доходы могут быть самые различные: заработная плата, вознаграждения за выполненные (оказанные) за границей работы (услуги), алименты, доходы в виде наследства, займа, денежные переводы, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные плательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств и иные доходы, получаемые плательщиком от источников за пределами Республики Беларусь.
Физические лица - налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие в течение налогового периода доходы от источников за пределами Республики Беларусь, подлежащие налогообложению, обязаны подать в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах этих доходов, полученных ими в течение календарного года).
Вместе с тем налоговая декларация не подается, если плательщиком получены доходы, освобождаемые от подоходного налога или освобождаемые в пределах размеров, установленных статья 208 Налогового кодекса (пункт 3 статьи 222 Налогового кодекса). При получении плательщиком доходов, указанных в пунктах 22, 29, 30 статьи 208 Налогового кодекса, в сумме, превышающей размеры, в пределах которых такие доходы освобождаются от подоходного налога, сумма этого превышения подлежит налогообложению налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета). Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере тринадцать (13) процентов.
Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом. Исчисленная налоговым органом в соответствии с налоговой декларацией (расчетом) сумма подоходного налога уплачивается плательщиками в бюджет не позднее 1 июня года, следующего за отчетным календарным годом.