В целях однозначного применения утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 Положения (далее – постановление № 924/16, Положение № 924/16) в отношении определения видов услуг, относящихся к бытовым, постановлением
№ 819/16 часть первая пункта 1 Положения № 924/16 дополнена бытовыми услугами и примечанием определяющим, что для целей Положения № 924/16 к бытовым услугам относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь». Указанная норма вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 819/16, а именно с 05.06.2020.
Обращаем внимание, что помимо прочего, к бытовым услугам относятся услуги по аренде либо услуги по прокату.
Соответственно, с 05.06.2020 субъектам хозяйствования, оказывающим бытовые услуги, в том числе указанные как услуги по аренде либо услуги по прокату, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», необходимо будет использовать кассовое оборудование и платежные терминалы в соответствии с требованиями постановления № 924/16 и Положения № 924/16.
При этом необходимо отметить, что в перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 включены объекты бытового обслуживания населения (за исключением объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену, а также объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену).
В пункте 35 Положения № 924/16 перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов. В данный перечень в отношении бытовых услуг включено оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену (подпункт 35.16 пункта 35 Положения № 924/16) и осуществление розничной торговли товарами в таких объектах бытового обслуживания населения (подпункт 35.17 пункта 35 Положения № 924/16). В указанных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств (в том числе авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при оказании бытовых услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов, оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Таким документом является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912» .
Субъектам хозяйствования, обязанным использовать кассовое оборудование и платежные терминалы, необходимо заблаговременно:
приобрести программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты, обеспечивающие подключение к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО).
Справочно. Информация о программных кассах, разрешенных к использованию в Республике Беларусь, размещена на сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (https://info-center.by/napravlenie-deyatelnosti/pks/informatsiya-ob-operatorakh-programmnykh-kassovykh-sistem-operator-pks-programmnykh-kassovykh-sistem);
заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договор с пользователем программной кассы или договор на подключение кассового оборудования к СККО (соответствующая информация размещена на сайте РУП ИИЦ https://info-center.by, https://info-center.by/napravlenie-deyatelnosti/pks/informatsiya-dlya-polzovateley-programmnykh-kass/, http://skko.by/vladeltsam/dokumenty);
заключить договор с банком-эквайером и приобрести платежный терминал (за исключением случаев, когда функции платежного терминала интегрированы в программную кассу).Налоговые органы сообщают, что в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 (с учетом изменений и дополнений) «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования (далее – Постановление 924/16) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями – такси прием наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек должен осуществляться с использованием кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО).
СКНО - специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных системы контроля кассового оборудования.
Заключение и исполнение договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем – такси удостоверяется платежным документом, оформляемым с применением кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, за исключением случая заключения и исполнения договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем –такси, заказанной с использованием электронной информационной системы.
Заключение и исполнение договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем–такси, заказанной с использованием электронной информационной системы, удостоверяется электронной квитанцией, направляемой на адрес электронной почты, указанный заказчиком такой перевозки (п. 27 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»).
Электронная информационная система – информационная система, зарегистрированная в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке в Государственном регистре информационных систем, посредством которой диспетчер такси или автомобильный перевозчик обеспечивают организацию и управление технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями – такси с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет и посредством которой оплата пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси осуществляется в безналичном порядке в соответствии с законодательством (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
В случае, если субъект хозяйствования осуществляет перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы, то выполнение автомобильной перевозки пассажиров осуществляется с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром. Если организация или индивидуальный предприниматель выполняют автомобильные перевозки пассажиров автомобилями – такси, заказанные только с использованием электронной информационной системы, оборудование автомобиля-такси такой организации или индивидуального предпринимателя кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
Если субъект хозяйствования осуществляет перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные не только с использованием электронной информационной системы, но и, например «от борта», то в данном случае автомобиль-такси должен быть оснащен кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром. При осуществлении перевозок, заказанных с использованием электронной информационной системы, кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, выключается.
Обращаем внимание, что за неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при оказании услуг за наличный расчет или не оформление установленного законодательством документа при оказании услуг за наличный расчет без применения кассового оборудования частью 1 статьи 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин.
В соответствии с частью 1 статьи 12.20 КоАП за нарушение порядка использования кассового оборудования, платежных терминалов, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 №196, о факте порчи, утраты, хищения БСО материально-ответственное лицо сообщает руководителю организации (индивидуальному предпринимателю (далее – ИП)). Руководителем не позднее трех рабочих дней со дня обнаружения этих фактов назначается комиссия, которая проводит проверку фактического наличия БСО. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без привлечения наемных работников, являющихся материально ответственными лицами, проводят проверку фактов порчи, утраты, хищения бланков без создания комиссии.
По результатам такой проверки составляется акт, по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 №33/77/17 (далее – Инструкция №33/77/17), с указанием обстоятельств утраты (хищения) количества недостающих БСО с перечислением их серий и номеров. Акт подписывается председателем и членами комиссии или ИП и не позднее рабочего дня, следующего за днем его составления, представляется руководителю организации (ИП) для принятия соответствующего решения. Утвержденный акт не позднее рабочего дня, следующего за днем его утверждения, представляется в инспекцию МНС по месту регистрации, которая передает в электронный банк данных информацию о бланках, указанных в акте, с признаком "Недействительно" (п. 20, 21 Инструкции №33/77/17).
Данный алгоритм действий предусмотрен для всех видов бланков документов с определенной степенью защиты, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных и не зависит от того, какой именно экземпляр бланка утерян.Налоговому контролю трансфертного ценообразования (ТЦО) подлежат в том числе и внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами.
Если при проведении контроля ТЦО этих сделок выявлено занижение налога на прибыль (завышение убытка) в связи с установлением условий анализируемой сделки, отличных от условий сопоставимых сделок, производится корректировка налоговой базы (суммы убытка). Плательщик вправе самостоятельно произвести такую корректировку и доплатить налог на прибыль в соответствии с частью 1 пункта 5 статьи 87 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК). Корректировка производится только в том случае, если она не приводит к уменьшению налога на прибыль (часть 4 пункта 5 статьи 87 НК).
Контроль ТЦО осуществляется при условии, что цена (показатель рентабельности) анализируемой сделки находится вне диапазона рыночных цен (диапазона рыночных показателей рентабельности) (часть 2 пункта 3 статьи 87 НК).
Цена анализируемой сделки соответствует рыночной цене не только тогда, когда она находится в диапазоне рыночных цен и (или) показатель рентабельности находится в диапазоне рыночных показателей рентабельности, но и в случаях, когда (части 2 и 3 пункта 3 статьи 87 НК):
- сделка совершена на бирже и ее цена сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством;
- цена сделки определена в ходе торгов, проведенных в ходе аукциона в соответствии с законодательством;
- плательщик совершил сделку, цена (тариф) которой регулируется Президентом Республики Беларусь, государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов);
- имущество реализовано в соответствии с законодательством, регулирующим отношения по залогу имущества;
- цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 11 НК;
- цена определена оценщиком, если в соответствии с законодательством проведение оценки является обязательным условием при совершении сделки.
Право заключать с МНС соглашение о ценообразовании появилось у организаций с 2019 года. Обратиться с заявлением в МНС для заключения такого соглашения на основании пункта 1 статьи 98 НК могут организации включенные в перечень крупных плательщиков или организации, совершившие анализируемые сделки в сумме более 2 млн. бел. руб. (без учета НДС, акцизов).
Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами.
Для целей контроля ТЦО под внешнеторговой сделкой в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 87 НК понимается совершенная с иностранной организацией, иностранным гражданином сделка:
- по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- предоставлению (получению) в пользование имущества (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров).
К сделкам с взаимозависимым лицом приравнивается совокупность сделок, совершенных с участием (при посредничестве) третьего лица, не являющегося взаимозависимым, при условии, что такое лицо (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 88 НК):
- не осуществляет в этой совокупности сделок существенных функций, за исключением организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не использует никаких активов и (или) не принимает рисков для организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Контроль внешнеторговых сделок со взаимозависимыми лицами (в том числе при посредничестве третьего лица через совокупность сделок) осуществляется при условии, что цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом-нерезидентом в календарном году превысила стоимостной порог (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 88 НК): в размере 400 тыс. бел. руб. для всех организаций (кроме крупных плательщиков) и в размере 2 млн. бел. руб. для организаций, включенных в перечень крупных плательщиков.
Сумма цен сделок с одним контрагентом определяется путем суммирования значения цены каждой сделки с ним по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или значения цены каждой сделки с ним по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав (пункт 4 статьи 88 НК).