В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) Министерство по налогам и сборам информирует.
Указом для организаций в части налогообложения и налогового администрирования предусмотрена отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
1.1. Общие положения предоставления отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.
Указом предусмотрено предоставление областными, Минским городским, районными, городскими (городов областного подчинения) Советами депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами (далее – местные органы власти) отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита в отношении налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., с их погашением с 1 октября по 31 декабря 2020 г. ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.
Следует отметить, что на условиях, предусмотренных Указом, субъекту хозяйствования – налоговому агенту не предоставляется отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит по подоходному налогу, удержанному с доходов физических лиц, поскольку исходя из положений законодательства, плательщиками подоходного налога признаются физические лица. Данный налог удерживается с доходов физических лиц при выплате им заработной платы и иных приравненных к ней доходов и не является налоговым обязательством организации или индивидуального предпринимателя.
1.2. Плательщики, имеющие право на отсрочку с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит предоставляются:
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее – субъекты хозяйствования), основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень (приложение к Указу);
арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, а также арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном пунктом 6 Указа.
1.3. Условия предоставления отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.
Для целей применения Указа отсрочка с последующей рассрочкой предоставляется по платежам, по которым имеется задолженность их погашения, и (или) наступил срок их уплаты, налоговый кредит – в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил.
Например: отсрочка уплаты налога при упрощенной системе налогообложения предоставляется с 23 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г., рассрочка – с 1 октября по 31 декабря 2020 г., с ее погашением ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.
Налоговый кредит предоставляется по земельному налогу, подлежащему уплате в установленные законодательством сроки, приходящиеся на период с 1 мая по 30 сентября 2020 г., с его погашением ежемесячно равным долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г. не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.
Проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.
Обязательным условием изменения установленного законодательством срока уплаты в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита является своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
При нарушении данного условия право пользования отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом утрачивается, а суммы платежей, в отношении которых они предоставлены, взыскиваются налоговым органом за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь, начиная со дня утраты такого права.
1.4. Документы, необходимые для получения отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.
Субъекты хозяйствования, претендующие на предоставление отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита на условиях, предусмотренных Указом, должны подать заявление об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней организации (индивидуального предпринимателя), в местные органы власти по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.
Справочно: Форма заявления установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 26 апреля 2013 № 14 (приложение 34-4).
При получении отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита по ранее представленным налоговым декларациям (расчетам) их уточнения не требуется, налоговые декларации (расчеты) за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке.
В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ №143) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информирует.
С 26 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. юридическим лицам разрешено осуществлять розничную торговлю по образцам без (вне) торговых объектов лекарственными средствами.
Право осуществлять такую деятельность получили юридические лица, которые имеют специальное разрешение (лицензию) на фармацевтическую деятельность в части работ и услуг по розничной реализации лекарственных средств. Это предусмотрено частью 1 пункта 16 Указа №143.
Данные юридические лица в соответствии с частью 1 пункта 16 Указа №143, приложения к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10.04.2019 №27 будут вправе через интернет реализовывать лекарственные средства, включенные в перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача, утвержденный Министерством здравоохранения.
Частью 2 пункта 16 Указа №143 определено, что доставлять лекарства смогут только определенные организации. Их перечень будет установлен Совету Министров Республики Беларусь и доведен до населения.В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) Министерство по налогам и сборам информирует.
Указом для организаций в части налогообложения и налогового администрирования предусмотрено снижение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
1.1. Общие положения.
В соответствии с нормами подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа предоставлено право областным Советам депутатов или по их поручению местным Советам депутатов базового территориального уровня и Минскому городскому Совету депутатов, местным исполнительным комитетам (далее – местные органы власти), администрациям свободных экономических зон в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее - арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате ими во II и III кварталах 2020 года.
1.2. Сроки уплаты, по которым может быть предусмотрено снижение подлежащих уплате сумм платежей в бюджет.
Вышеназванная преференция применяется по следующим срокам уплаты:
- по налогу на недвижимость: 22 июня и 22 сентября;
- по земельному налогу: 15 апреля, 15 июля, 15 сентября (по земельным участкам сельскохозяйственного назначения); 22 мая, 24 августа (по иным земельным участкам);
- по арендной плате за земельные участки: 22 мая и 24 августа, а для организаций, которые уплачивают арендную плату не в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» - по срокам уплаты, указанным в договоре аренды и приходящимся на II и III кварталы.
2.3. Условия предоставления преференции.
Местными органами власти, администрациями свободных экономических зон указанные преференции устанавливаются в отношении категорий плательщиков, определенных ими самостоятельно.
Плательщики - организации вправе обратиться в названные органы с обоснованием целесообразности включения их в перечень категорий плательщиков, которым предоставляются вышеуказанные преференции.
2.4. Порядок применения.
По мере принятия местными органами власти, администрациями свободных экономических зон решений об уменьшении сумм налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате плательщиками во II и III кварталах 2020 года, определенным категориям плательщиков, такие суммы уменьшения подлежат отражению плательщиками в соответствующих налоговых декларациях (расчетах) с внесенными изменениями и (или) дополнениями:
- по налогу на недвижимость организаций (приложение 7 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5;
- по земельному налогу (часть I приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате»:
в графах 16, 18 и 20 – по землям сельскохозяйственного назначения;
в графах 17 и 19 – по иным земельным участкам;
- по арендной плате за земельные участки (часть II приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.Подпунктом 2.6 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ №143) предусмотрено, что выбранный организацией в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 N 504 «О курсовых разницах» (далее – Указ №504) порядок налогового учета курсовых разниц может быть изменен однократно в течение 2020 года путем внесения изменения в ее учетную политику и будет действовать в течение всего налогового периода.
Указом №504 (абзац 2 части 1 подпункта 1.1 пункта 1 данного Указа) организациям (за исключением банков (пункт 3.2 статьи 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК)) было предоставлено право списывать в налоговом учете курсовые разницы, возникающие в течение года, по выбору плательщика, который требовалось отразить в учетной политике организации.
Частью 2 пункта 28 Указа №143 предусмотрено, что действие норм подпункта 2.6 пункта 2 данного Указа распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Изменения в учетной политике относительно порядка налогового учета курсовых разниц можно сделать с 26 апреля 2020 г. Поскольку этот порядок будет действовать в течение всего налогового периода, его следует применять к курсовым разницам, возникающим с 1 января по 31 декабря 2020 года.Ситуация: Работник непрерывно работает в организации (место основной работы) с 2010 г. Данным работником в марте 2020 г. в организацию представлены документы, подтверждающие рождение у него ребенка в марте 2014 г. Поскольку документы не были представлены, вычет на ребенка не предоставлялся с марта 2014 г. по март 2020 г.
В данной ситуации возврат (зачет) налога производится не позднее 5 лет со дня его уплаты в бюджет. В случае представления работником документов на вычет в марте 2020 г. возврат можно произвести только в отношении сумм перечисленного подоходного налога начиная с марта 2015 г.
В соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. При этом льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком в соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 35 НК, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:
плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);
налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);
не истекло 5 лет со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам), если иное не предусмотрено НК (часть 2 пункта 4 статьи 35 НК).
НК закреплено право плательщика на применение стандартного налогового вычета на ребенка до 18 лет и (или) на каждого иждивенца в порядке и размерах, предусмотренных подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 НК, приложением 10 к Указу №503, подпункта 1.2 пункта 1 статьи 164 НК в редакциях, действовавших с 01.01.2015 по 31.12.2018, приложением 10 к Указу №29, на основании подтверждающих документов.
В случае если плательщиком несвоевременно представлены налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога.
При этом стандартные налоговые вычеты на основании части 4 пункта 2 статьи 209 НК предоставляются в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог.
Результатом произведенного перерасчета будет являться наличие излишне удержанного у работника подоходного налога.
Излишне удержанный подоходный налог подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика, исполнения его налогового обязательства по такому налогу либо возврату плательщику, что отражено в части 1 пункта 1 статьи 223 НК. При этом зачет или возврат излишне удержанного подоходного налога могут быть произведены не позднее 5 лет со дня уплаты в бюджет такого налога (часть 2 пункта 1 статьи 223 НК.
Поскольку возврат (зачет) налога производится не позднее 5 лет со дня его уплаты в бюджет, то в случае представления работником документов на вычет в марте 2020 г. такой возврат можно произвести только в отношении сумм перечисленного подоходного налога начиная с марта 2015 г. При этом определение даты получения дохода, из которого удержан подлежащий возврату (зачету) подоходный налог, зависит от соотношения конкретных дат перечисления излишне удержанного подоходного налога и возврата (зачета) работнику этих сумм. Так, например, при перечислении 20.03.2015 излишне удержанного подоходного налога из доходов за февраль 2015 г. возвратить (зачесть) эту сумму можно не позднее 20.03.2020.
Зачет излишне удержанного подоходного налога в счет предстоящих платежей плательщика производится налоговым агентом самостоятельно путем уменьшения суммы подоходного налога, подлежащей удержанию из доходов, выплачиваемых такому плательщику (часть 3 пункта 1 статьи 223 НК).
Возврат плательщику излишне удержанного подоходного налога производится налоговым агентом за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по указанному плательщику, так и по иным плательщикам (часть 5 пункта 1 статьи 223 НК).Министерство по налогам и сборам в связи с вопросами, связанными с включением в состав внереализационных доходов (расходов) сумм курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости предоставленных и полученных займов сообщает следующее.
Курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством, в целях исчисления налога на прибыль на основании подпункта 3.20 пункта 3 статьи 174 и подпункта 3.26 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) подлежат отражению в составе внереализационных, соответственно, доходов и расходов.
При этом подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175, подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 173 НК установлено, что суммы курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, определяемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, возникших в связи с осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 НК и иным положениям законодательства, в состав внереализационных расходов и затрат, учитываемых при налогообложении, включению не подлежат.
Кроме того, на основании пункта 3 статьи 173 НК затраты, указанные в статье 173 НК, и иные затраты, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством, не могут быть включены в состав внереализационных расходов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
В соответствии с подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении налогом на прибыль не учитываются предоставленные займы, в том числе беспроцентные.
Суммы полученных займов не поименованы в НК и иных положениях законодательства в качестве затрат, не учитываемых при налогообложении. По своей сути суммы полученных займов не являются ни доходами, ни расходами организации.
Следовательно, отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке сумм предоставленного займа, при исчислении налога на прибыль не учитываются ни в составе затрат, ни в составе внереализационных расходов.
Положительные курсовые разницы, связанные с переоценкой предоставленного и полученного займа, а также отрицательные курсовые разницы по полученным займам, учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов (расходов).Министерство образования Республики Беларусь по запросу Министерства по налогам и сборам дало разъяснение, является ли молодым специалистом выпускник, получивший образование за счет собственных средств, место работы которого определено не путем распределения, а в порядке направления на работу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими).
Таким образом, выпускники, получившие высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию направленные на работу на места работы, оставшиеся после распределения, молодыми специалистами не являются.
Вместе с тем, на этих выпускников распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные подпунктами 3.1–3.3 пункта 3 статьи 48 Кодекса (пункт 6 статьи 84 Кодекса).
С 1 января 2020 г. при налогообложении прибыли стоимость топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее – топливо) можно учитывать по нормам, установленным руководителем, в т.ч. в случае, если они выше, чем нормы, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс).
В случае, когда нормы расхода топлива утверждены Минтрансом, руководитель, в соответствии с частью 1 подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), для целей налогового учета не вправе сам определить нормы расхода топлива при расчете налога на прибыль.
Вместе с тем, с 1 января 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 «О налогообложении» (с изменениями и дополнениями) (далее – Указ №503) установлено, что в состав нормируемых затрат включается стоимость топлива, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (пункт 6, абзац 2 пункта 16 Указа №503). Положения данного Указа на основании пункта 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» имеют приоритет над положениями НК и постановлениями Минтранса.
Таким образом, с учетом пункта 6 Указа №503 и разъяснения МНС с 1 января 2020 года организация вправе учитывать при налогообложении прибыли в составе нормируемых затрат стоимость автомобильного топлива, израсходованного по нормам, установленных руководителем, даже если на этот автомобиль есть нормы, установленные Минтрансом, и они ниже, чем нормы, установленные руководителем.
При установлении норм руководителем организации следует помнить, что налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 33 НК подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учетах, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
- основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
- отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
На основании изложенного, если нормы руководителя будут выше, чем нормы Минтранса, их целесообразно соответствующим образом обосновать во избежание негативных последствий по результатам проверки.Президентом Республики Беларусь 24 апреля 2020 года подписан Указ № 143 «О поддержке экономики», в соответствии с которым индивидуальные предприниматели, уплатившие в 2020 году единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), вправе в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения.
Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти в 2020 году на применение упрощенной системы налогообложения (далее – упрощенная система), должны с 1-го по 20-е число календарного месяца, с которого они начинают применение в 2020 году упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему с указанием даты такого перехода.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на иной порядок налогообложения, вносят необходимые изменения и (или) дополнения в налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за отчетный квартал 2020 года, в котором осуществлен такой переход.
Осуществить переход на иной порядок налогообложения индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога вправе начиная с 1 апреля 2020 года
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность в области фотосъемки, изготовлении фотографий, видеосъемки событий.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности в области фотосъемки, изготовлении фотографий:
- в г. Бресте - в размере 226,00 руб.,
- в г. Барановичи – 184,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 147,00 руб. за месяц.
при осуществлении деятельности в области видеосъемки событий:
- в г. Бресте - в размере 243,00 руб.,
- в г. Барановичи – 213,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 158,00 руб. за месяц.