В статье 339 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) перечислены виды деятельности, при которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог, а также в соответствии с перечнем видов деятельности, которые определены Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 года N 337 "О регулировании деятельности физических лиц". К таким видам деятельности относятся фотосъемка, изготовление фотографий и видеосъемка событий.
Главным преимуществом при осуществлении деятельности граждан по заявительному принципу, которые осуществляют деятельность без регистрации ИП - не надо вести книги учета проверок, представлять отчеты и налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы, использовать кассовое оборудование, а также никаких форм учета и отчета не предусматривается для этой категории лиц.
Перед осуществлением деятельности, граждане должны письменно уведомить налоговый орган, указав вид деятельности, период, место ее осуществления, а также уплатить единый налог с физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По желанию единый налог можно оплатить на квартал или на год вперед.
Уплата единого налога производится не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления деятельности и по ставкам, которые устанавливают областные и Минский городской Советы депутатов.
Физическим лицам, осуществляющим деятельность по оказанию работ и услуг по заявительному принципу, законодательством предусмотрены несколько видов льгот: 20 % для пенсионеров по возрасту, инвалидов, родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет родителей (усыновителей, удочерителей), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, 45 % при наличии права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким вышеуказанным основаниям, 100% для родителей (усыновителей, удочерителей), являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, при условии, что супруг (супруга) (при его (её) наличии) плательщика также является инвалидом I или II группы.
Льготы физическим лицам по единому налогу предоставляются только на основании соответствующих документов, дающих основания для применения льгот.
В настоящее время существует возможность оплачивать налоги и подавать электронные уведомления по единому налогу для физических лиц, осуществляющих деятельность по заявительному принципу, не выходя из дома, посредством интернет - сервиса «Личный кабинет физического лица». В любом налоговом органе можно бесплатно получить доступ к интернет-сервису «Личный кабинет плательщика». Для этого необходимо единожды с паспортом обратиться в налоговый орган, чтобы получить идентификационный логин и пароль.
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики
Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных
предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий, предоставление услуг тамадой. Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности. На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате. Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 239,00 руб.,
- в г. Барановичи – 202,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 147,00 руб. за месяц4 июля 2019 года введена в эксплуатацию новая версия Личного кабинета плательщика, в которой представлены электронные сервисы для всех категорий плательщиков, как организаций, так и для физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Личный кабинет плательщика позволяет взаимодействовать с налоговыми органами дистанционно.
Теперь сервис работает на новой технологической платформе. Она позволяет представить адаптивную версию с возможностью масштабинирования на меньших, чем стационарные компьютерные, экранах, а также с дополнительными возможностями для всех категорий пользователей. Все сделано так, чтобы плательщику было максимально комфортно.
При входе в Личный кабинет появляется дополнительное оповещение о задолженности или переплате по налоговым платежам в бюджет. Для организаций и индивидуальных предпринимателей представлен новый сервис «Узнать о жалобе», который позволяет просмотреть информацию о направленных обращениях в налоговый орган и состоянии их рассмотрения.
Для физических лиц и ИП в новой версии функционала объединены все электронные услуги. Дополнительная возможность – аутентификация с помощью мобильной электронной цифровой подписи. Плательщик сам решает, авторизоваться как физическое лицо или как индивидуальный предприниматель. Боковое меню трансформируется от его выбора.
Спектр электронных услуг, представленный через Личный кабинет, постоянно расширяется. Сегодня в Личном кабинете плательщик может:
получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
контролировать состояние расчетов с бюджетом;
получать и распечатывать извещения на уплату налога на недвижимость и земельного налога с физических лиц, подоходного налога с физических лиц;
оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи посредством Интернет-банкинга Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфабанка, Белинвестбанка и Приорбанка;
заполнить декларации и направлять в налоговую инспекцию декларации в электронном виде, подписанную электронной подписью плательщика;
записаться на прием в инспекцию по месту постановки на учет без личного визита в налоговую инспекцию.
подавать заявления на осуществление ряда административных процедур, подписанные электронной цифровой подписью, и получать на них ответы;
получать сообщения, разъяснения, уведомления от налоговых органов;
заполнять заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и передавать их вместе с пакетом документов в электронном виде в налоговый орган (в соответствии с протоколом об обмене информацией между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза).
В век информационных технологий, когда нужно так много знать и все успевать, а времени катастрофически не хватает, преимущества различных электронных сервисов очевидны. Это доступность, дистанционность, экономия времени и простота в использовании.В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по
выращиванию сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 №65 (с изменениями и дополнениями) предоставление
услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции включает: услуги по обработке земли, посеву, возделыванию и уборке урожая;
агрохимические услуги: внесение удобрений, известкование и гипсование почв, в том числе с воздуха;
предоставление сельскохозяйственных машин с водителем и бригадой;
услуги по внедрению культуры, стимулированию ее выращивания или защите от болезней, насекомых-вредителей и грызунов, в том числе с воздуха;
подготовку семян, включая сушку, очистку, сортировку, протравливание,
инкрустацию (обволакивание), проверку на посевные качества и хранение;
послеуборочную доработку полевых культур: очистку, сушку,
сортировку и т.п.;
работы по погрузке, разгрузке и транспортированию продукции
растениеводства, органических и минеральных удобрений в пределах хозяйства;
почвенно-агрохимические исследования;
работы по улучшению сельскохозяйственных угодий;
заложение, обработку и содержание садов, парков, зеленых насаждений в спортивных объектах, на кладбищах и т.п.;
озеленение улиц, автомобильных и железных дорог, водных источников, городских территорий, территорий предприятий и т.п., уход за зелеными насаждениями (включая подрезку деревьев и кустарников, их пересадку, удаление больных деревьев и т.п.);
прочие услуги в растениеводстве.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид
деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет
расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано
уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 43,00 руб.,
- в г. Барановичи – 39,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 33,00 руб. за месяц.Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) установлен главой 40 Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК).
Организации с численностью работников не более 15 человек, осуществляющие деятельность в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей, должны уплачивать ЕНВД.
Согласно подпункта 5.3 пункта 5 статьи 378 НК под услугами по обслуживанию и ремонту понимаются относящиеся к автомототранспортным средствам и (или) их компонентам:
регламентные работы (по видам технического обслуживания, в том числе талонам сервисной книжки);
смазочно-заправочные работы (за исключением топливозаправочных);
контрольно-диагностические работы (в том числе проводимые на предмет соответствия автомототранспортных средств обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении);
регулировочные работы;
уборочно-моечные работы (за исключением работ по мойке, полировке лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборке, осуществляемых плательщиками, не оказывающими иные услуги, относимые в соответствии с настоящим подпунктом к услугам по обслуживанию и ремонту);
работы по предпродажной подготовке;
услуги по диагностике неисправностей;
контрольно-смотровые работы;
услуги по замене и (или) восстановлению агрегатов, узлов и деталей (в том числе двигателей, коробок передач, подвесок, рулевых управлений, тормозных систем, ведущих мостов и приводов ведущих колес, топливной аппаратуры, электрооборудования, стекол, кузовов (кабин, рам, салонов) и (или) их элементов);
шиномонтаж (включая балансировку колес, ремонт местных повреждений дисков, шин и камер);
подготовка к окраске и (или) окраска;
установка дополнительного оборудования;
другие услуги (работы), которые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности" классифицируются в классе 45.20 и категории 45.40.5.
Налоговой базой ЕНВД признается сумма вмененного дохода.
Вмененный доход исчисляется как произведение базовой доходности на одного работника в месяц и средней численности работников организации за отчетный месяц. При этом базовая доходность на одного работника в месяц определяется путем деления на коэффициент 0,1 ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц для города Минска, занимающихся аналогичным видом деятельности.
В 2019 году размер ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, составляет 290 рублей (подп. 1.1 приложения 24 к НК). Следовательно, в 2019 году базовая доходность ЕНВД на одного работника в месяц составляет 2900 рублей (290 / 0,1).
Местные органы власти имеют право увеличивать (уменьшать) базовую доходность, но не более чем в два раза. Исчисление и уплата единого налога исходя из базовой доходности на одного работника в месяц, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу.
На данный момент решением Брестского областного Совета депутатов от 28.12.2014 N 42 (в редакции решения от 06.03.2019 N 100) базовая доходность:
в городе Бресте уменьшена на 29 процентов и составляет 2059,00 рублей;
в городах Барановичи, Пинск уменьшена на 35 процентов и составляет 1885,00 рублей;
в иных населенных пунктах и на территории вне населенных пунктов Брестской области уменьшена на 50 процентов и составляет 1450,00 рублей.
Плательщики ЕНВД не облагают НДС реализацию услуг по обслуживанию и ремонту. С 2019 г. организациям дали право самим решать. Если они захотят, то в течение календарного года могут облагать НДС реализацию всех своих услуг. Решение надо отразить в учетной политике. Для целей ЕНВД исчисленный самостоятельно и (или) излишне НДС в выручку не включается (п. 7 ст. 378, ч. 7 п. 1 ст. 380 НК).
В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 380 НК при выявлении налоговым либо иным контролирующим (надзорным) органом факта оказания организацией - плательщиком единого налога услуг по обслуживанию и ремонту с привлечением к их оказанию лиц (лица), не состоящих с организацией в трудовых (гражданско-правовых) отношениях, либо при выявлении указанным органом лиц (лица), не состоящих в таких отношениях, осуществляющих запись на очередь и (или) прием заказов (заявок) на оказание организацией - плательщиком единого налога услуг по обслуживанию и ремонту и (или) оформляющих документы, связанные с оказанием организацией - плательщиком единого налога этих услуг, налоговая база, исчисленная в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 380 НК, увеличивается на сумму, полученную как произведение базовой доходности на одного работника в месяц, определенной в соответствии с данными пунктами, количества указанных лиц и коэффициента 3 (три), ранее данный коэффициент равнялся 10 (десяти).
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» от 03.01.2019 № 2 (далее - Постановление № 2) установлена новая форма налоговой декларации по НДС.
Следует отметить, что декларация по НДС по новой форме подается за отчетный (налоговый) период начиная с 2019 года. В соответствии с ч. 1 п. 4 Постановления № 2 налоговая декларация (расчет) по НДС за налоговые периоды 2018 года, которая подается в 2019 году, представляется по ранее действующей форме.
На титульном листе новой формы декларации по НДС добавлена позиция, в которой нужно проставлять отметку о подаче уточненной декларации согласно сообщению налогового органа. Так, если в ходе предварительного этапа камеральной проверки налоговым органом выявлена неполнота сведений, ошибок (в том числе арифметических) в заполнении декларации по НДС на титульном листе налоговой декларации по НДС проставляется отметка о подаче уточненной декларации согласно сообщению налогового органа в соответствии с пунктом 6 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь с указанием номера и даты сообщения.
Также как и прежде, на титульном листе налоговой декларации по НДС проставляется отметка о подаче уточненной декларации по НДС в связи с уведомлением налогового органа в соответствии с пунктом 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь с указанием номера и даты уведомления, которое направляется плательщику при выявлении в ходе последующего этапа камеральной проверки неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в декларации по НДС, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе.
В раздел IV части I налоговой декларации по НДС «Другие сведения» внесены следующие изменения и дополнения.
Раздел IV части I налоговой декларации по НДС дополнен строкой 6.3 для отражения суммы уменьшения налоговых вычетов, по которым либо отсутствуют электронные счета-фактуры (далее - ЭСЧФ), либо получены ЭСЧФ, но не подписаны электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) плательщика, либо в ЭСЧФ не указан признак "Не подлежит вычету". В указанной строке подлежат отражению суммы корректировок налоговых вычетов, производимых, например, при возврате товаров; при уменьшении стоимости товаров (работ, услуг); при возврате (уменьшении) сумм ввозного НДС; при уменьшении излишне предъявленных сумм НДС; при порче, утрате товаров, а также по иным основаниям.
Суммы ввозного НДС, не принятого к вычету в 2018 г. в связи с ограничением, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. N 99 "О взимании налога на добавленную стоимость", отражаются в 2019 г. в строке 1.3.1 раздела IV части I налоговой декларации по НДС, как вычеты текущего налогового периода (ранее отражались в строке 2.2, которая с 2019 г. упразднена).
Раздел IV части I налоговой декларации по НДС дополнен строками 15 и 15.1 для отражения учтенных в учете плательщика сумм НДС на конец отчетного периода, но не признаваемых налоговых вычетами, в том числе сведения о которых отсутствуют в АИС "Учет счетов-фактур". К таким суммам НДС относятся: суммы НДС, по которым отсутствуют ЭСЧФ; суммы НДС, по которым получены ЭСЧФ, но не подписаны ЭЦП покупателя; суммы НДС, в ЭСЧФ по которым указаны признаки "Отложенный вычет" или "Дата наступления права на вычет".
Сальдо не принятых к вычету сумм НДС на конец отчетного периода подлежит отражению: по строке 11 - в части сумм НДС, признаваемых налоговыми вычетами; по строке 15 - в части сумм НДС, не признаваемых налоговыми вычетами, но, возможно, признаваемых таковыми в последующих отчетных периодах.
Пунктом 2 статьи 126 НК упрощен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг. В связи с чем из формы налоговой декларации по НДС исключено приложение "Реестр международных транспортных или товарно-транспортных документов и заявок (заданий или иных документов)" (было прил. 3).
С 2019 г. пунктом 39 статьи 120 НК нормативно закреплено, что налоговая база, определяемая плательщиками в целях исчисления НДС в соответствии со статьей 114 НК, должна увеличиваться на суммы, поименованные в пункте 4 статьи 120 НК: суммы, полученные сверх цены реализации объектов; санкции по договору и др. Суммы увеличения налоговой базы по операциям, указанным в строке 13 раздела I части I налоговой декларации по НДС, подлежат отражению соответственно в строках 1 - 4 раздела I части I налоговой декларации по НДС. На указанные суммы создается и направляется на Портал электронных счетов-фактур ЭСЧФ со статусом "Покупатель" и "Продавец", суммы НДС по которому вычету не подлежат.
Уточнен порядок отражения в составе налоговых вычетов сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из ЕАЭС, в зависимости от своевременности уплаты налога, а также момента подачи части I налоговой декларации по НДС (строка 15 раздела II части I декларации по НДС «Налоговые вычеты»).
В графе 4 строки 15 отражаются суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь»:
если НДС уплачен в установленные сроки и не позднее даты подачи части I декларации за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету. Сумма НДС отражается по выбору плательщика – за отчетный период, в котором товары приняты к учету или за отчетный период, в котором «ввозной» НДС уплачен;
если НДС уплачен в установленные сроки и позднее даты подачи части I налоговой декларации по НДС за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету. Сумма НДС отражается за отчетный период, в котором «ввозной» НДС уплачен. В случае представления плательщиком налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями в часть I за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету, указанные суммы НДС не подлежат отражению в разделе II части I такой налоговой декларации (расчета) по НДС;
если НДС уплачен с нарушением установленных сроков, сумма НДС отражается за отчетный период, в котором «ввозной» НДС уплачен.Налоговым законодательством Республики Беларусь создан ряд дополнительных стимулов и льгот, направленных на улучшение условий ведения бизнеса. В этих целях в Беларуси организованы специальные режимы налогообложения, в том числе и льготное налогообложение в сельской местности и малых городах.
Основными законодательными актами в данном направлении являются:
Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (с изменениями и дополнениями; далее – Декрет № 6);
Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (далее – Указ №345).
Положения как Декрета №6, так и Указа №345, направлены на повышение инвестиционной привлекательности средних, малых городских поселений и сельской местности, стимулирование создания новых производств и соответственно рабочих мест, поддержку предпринимательства на этапе становления, что отражено и в названии документа.
Декретом №6 установлены дополнительные налоговые льготы для предприятий, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, в частности, они освобождаются от уплаты основных налогов в течение 7 лет со дня их государственной регистрации (налога на прибыль, налога на недвижимость). Кроме того, они могут быть освобождены от ввозных таможенных пошлин при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров в качестве неденежного вклада в уставный фонд, уплаты государственной пошлины за выдачу, внесение изменений, продление срока действия специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими лицами отдельных видов деятельности.
Указом №345 на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. для субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание в населенных пунктах и на территориях вне населенных пунктов, относящихся к территории сельской местности и малых городских поселений, перечни которых определены решениями областных Советов депутатов, установлен специальный режим налогообложения.
Без ограничения периода действия Указа №345 в населенных пунктах и на территориях вне населенных пунктов, относящихся к территории сельской местности, вне зависимости от перечней населенных пунктов, определенных решениями областных Советов депутатов, сняты некоторые ограничения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками в сельской местности (при условии соблюдения установленных законодательством других ограничений в области оборота алкогольных напитков).
Имущественный вычет при строительстве либо приобретении жилья регламентирован подп. 1.1 п. 1 ст. 211 Налогового Кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей с 01.01.2019; далее – НК).
Право на получение вычета в соответствии с ч. 3 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК, имеют плательщик и члены его семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшие на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами. Для целей применения вычета к членам семьи плательщика относятся супруг (супруга), их дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).
Вычет предоставляется в сумме:
- фактически произведенных плательщиком и членами его семьи расходов на строительство, в том числе путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в том числе в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;
- расходов на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей(включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство, приобретение жилищных облигаций либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры.
Для целей применения имущественного вычета строительством признается строительная деятельность по возведению объекта, реконструкции объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации на возведение, реконструкцию объекта, выполнение строительных, специальных, монтажных и пусконаладочных работ, в том числе монтаж и установку систем обеспечивающих функционирование объекта (электрических, водопроводных систем, систем водо-, газоснабжения, канализации, систем отопления) (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).
Ч. 5 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК определено, что при строительстве жилья с привлечением застройщика и (или) подрядчика фактически произведенные расходы подлежат вычету в пределах:
- стоимости строительства одноквартирного жилого дома или квартиры, цены объекта долевого строительства квартиры, указанных в договоре о строительстве;
- стоимости строительства квартиры, указанной в справке (ее копии), выдаваемой жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), - при строительстве квартиры в составе ЖСК без заключения договора о строительстве.
При строительстве жилья без привлечения застройщика или подрядчика, расходы на такое строительство в соответствии с ч. 7 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК, подлежат вычету в пределах стоимости строительства, указанной этими лицами в заявлении, представляемом налоговому агенту (налоговому органу). Расходы на такое строительство, понесенные после принятия решения об утверждении акта приемки жилья в эксплуатацию, не подлежат вычету. Выписка (либо ее копия) из решения (приказа, постановления, распоряжения) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об утверждении акта приемки одноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию представляется налоговому агенту (налоговому органу) не позднее 1 месяца после приема этого жилья в эксплуатацию.
При строительстве квартиры путем приобретения жилищных облигаций фактически произведенные расходы на такое строительство в соответствии с ч. 6 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК, подлежат вычету в пределах размера денежных средств, подлежащих внесению в оплату стоимости жилья путем приобретения жилищных облигаций, указанной в договоре, в соответствии с которым предусматривается это строительство.
При приобретении жилья в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, фактически произведенные расходы на такое приобретение подлежат вычету в соответствии с ч. 6 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК, в пределах оплаты стоимости предмета лизинга - одноквартирного жилого дома или квартиры, указанной в договоре финансовой аренды (лизинга).
Ч. 11 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК определено, что в состав фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение жилья включаются в том числе:
- расходы на разработку проектно-сметной документации;
- расходы на работы, связанные с внутренней отделкой жилья, - при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры;
- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
- расходы по газификации одноквартирного жилого дома, в том числе расходы на оплату стоимости проектирования и строительства газопровода-отвода и внутридомовой системы газоснабжения;
- расходы на приобретение жилищных облигаций;
- расходы на приобретение жилья;
- расходы по оплате лизинговых платежей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, в части оплаты стоимости предмета лизинга - одноквартирного жилого дома или квартиры.
Ч. 4 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что вычет плательщикам и членам их семей, осуществившим на основании договора строительного подряда реконструкцию жилья, предоставляется при условии, что в результате такой реконструкции эти лица утрачивают основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Ч. 9 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что вычет предоставление вычета при строительстве жилого дома осуществляется после получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, или государственного акта на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, или договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.
Ч. 10 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что вычет при приобретении жилья предоставляется после государственной регистрации права собственности на одноквартирный жилой дом или квартиру, а при приобретении жилья в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) вычет предоставляется после подписания акта приемки-передачи предмета лизинга.
Ч. 12 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что при приобретении жилья в общую долевую собственность вычет распределяется между участниками общей долевой собственности пропорционально их доле.
Ч. 13 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что при приобретении жилья в общую совместную собственность вычет распределяется между участниками такой собственности в соответствии с их письменным заявлением.
Согласно ч. 16 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК имущественный вычет предоставляет: в течение календарного года – налоговый агент; по окончании налогового периода – налоговый орган – по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 219 НК.
Документы необходимые для представления имущественного вычета поименованы в п. 2 ст. 211 НК.
В соответствии с п. 4 ст. 211 НК документы, подтверждающие фактическую оплату расходов на строительство и (или) приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры, погашение (возврат) кредитов банков, займов (включая проценты по ним), оплату стоимости приобретения возмездно отчужденного имущества, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае, если документы на оплату не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается информация получателя платежа, содержащая недостающие сведения.
Налоговому агенту или налоговому органу могут быть представлены копии документов об оплате. В этом случае налоговым агентом или налоговым органом представленные копии сверяются с оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета.
В случае утери плательщиком документов на оплату налоговому агенту или налоговому органу представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества (если таковое имеется) плательщика, суммы и даты оплаты, назначения платежа.
Имущественный налоговый вычет предоставляется с момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца осуществления расходов на:
- строительство (в том числе путем приобретения жилищных облигаций) либо приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры (в том числе в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга);
- погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на строительство жилья, приобретение жилищных облигаций либо приобретение жилья.
В случае если в календарном году вычет не предоставлялся или был предоставлен не в полном объеме, неиспользованная сумма вычета переносится на последующие календарные годы до полного ее использования (ч. 15 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).
Имущественный налоговый вычет не применяется в следующих случаях:
- оплата расходов на строительство или приобретение жилья, а также погашение кредита (ссуды), полученного и направленного на эти цели, произведена приватизационными чеками "Жилье";
- оплата расходов на строительство или приобретение жилья произведена за счет субсидий, финансовой помощи государства;
- в случае получения (частичного получения) плательщиком вычета на строительство либо приобретение жилья такой плательщик не вправе получить вычет в отношении иной квартиры или иного одноквартирного жилого дома (ч. 14 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).
Согласно ст. 308 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) плательщиками налога за владение собаками признаются только физические лица.
Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше. Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода.
Ставка налога за владение собаками устанавливается за налоговый период в размере:
1,5 базовой величины – за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных пород собак, который утвержден Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 N 40 (в перечень включены следующие породы собак: Айну, Акабаш, Американский пит-бультерьер, Американский стаффордширский терьер, Анатолийский карабаш, Английский и Бельгийский мастифы, Бордоский и Немецкий доги, Бульмастиф, Бультерьер, Горская и Леопардовая гончие, Доберман Владека Рошины и Доберман-пинчер, Ирландский волкодав, Канарская собака (перро де пресо канарио), Кангал, Кане-корсо, Кенгуровая собака, Корельская медвежья собака, Лангедокская пастушья собака, Маремма (маремоанхо-абруцкая пастушья собака), Мальорский бульдог (терро де мальоркин), Московская сторожевая, Овчарки Дауфмана, Восточноевропейская, Грецкая, Кавказская, Немецкая, Румынская, Среднеазиатская и Южнорусская, Ризеншнауцер, Ротвейлер, Супердог и його помесь с майконгом, Тоса-ину (японская бойцовская собака), Фила бразильеро, Черный терьер, Шарпей (китайская бойцовская собака));
0,3 базовой величины - в иных случаях.
Минский городской Совет депутатов, местные Советы депутатов базового территориального уровня имеют право уменьшать (не более чем в два раза) ставки налога за владение собаками.
Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.
Сумма налога за владение собаками исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
При исчислении суммы налога за владение собаками принимается размер базовой величины, установленный на 1-е число первого месяца налогового периода.
Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за жилищно-коммунальные услуги).
Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, производят прием сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении налога за владение собаками в произвольной форме не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.