Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З (далее – Закон от 30.12.2018 N 159-З) в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года внесены изменения и дополнения (далее – НК), которые действуют с 01.01.2019.
Существенно изменилась структура НК, а в отдельные разделы налогового законодательства внесены изменения и дополнения.
Так, изменениям подвергнут раздел НК, касающийся и подоходного налога. С 01.01.2019 подоходному налогу посвящена глава 18 НК, ранее – глава 16.
Увеличены размеры стандартных вычетов (п. 1 ст. 209 НК):
Кому положен вычет |
Размер вычета (руб.) |
|
в 2019 году |
в 2018 году |
|
110 |
102 |
|
если размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает |
||
665 |
620 |
|
Родителям на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
32 |
30 |
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю - на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
61 |
57 |
Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, - на каждого ребенка |
||
Плательщикам, указанным в подп. 1.3 ст. 209 НК (инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, "афганцам", отдельным категориям "чернобыльцев" и др.) |
155 |
144 |
Для целей применения стандартного вычета с 2019 года к иждивенцам отнесены лица, которые являются инвалидами I или II группы старше 18 лет (абз. 5 ч. 2 подп. 1.2 ст. 209 НК).
Для целей применения стандартного вычета на детей до 18 лет и (или) иждивенцев к одиноким родителям с 2019 года отнесен родитель, если второй родитель ребенка признан безвестно отсутствующим либо объявлен умершим (ч. 6 подп. 1.2 ст. 209 НК).
С 2019 года предоставление стандартного вычета в размере 61 руб. вдове (вдовцу), одинокому родителю прекращается с месяца:
усыновления (удочерения) ребенка при вступлении их в брак;
вступления в силу решения суда о восстановлении в родительских правах, об отмене решения о признании безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим второго родителя ребенка (ч. 7 подп. 1.2 ст. 209 НК).
В предыдущие годы предоставление вычета в увеличенном размере этим категориям лиц прекращалось с месяца, следующего за месяцем усыновления (удочерения) ребенка.
Увеличены годовые предельные размеры доходов, освобождаемых от налогообложения (ст. 208 НК, бывшая статья 163 НК):
Доходы, освобождаемые от подоходного налога |
Предельные размеры (руб.) |
|
в 2019 году |
в 2018 году |
|
Доходы, которые не являются вознаграждением за исполнение трудовых и иных обязанностей (включая матпомощь, подарки, призы, путевки): |
||
- полученные по месту основной работы (службы, учебы) (кроме нижеуказанных иных доходов) (п. 23 ст. 208 НК) |
1984 |
1847 |
- полученные от профсоюзных организаций членами этих организаций (кроме нижеуказанных иных доходов) (п. 38 ст. 208 НК) |
397 |
370 |
- полученные от других организаций и ИП (кроме нижеуказанных иных доходов) (п. 23 ст. 208 НК) |
131 |
122 |
Иные доходы |
||
Стоимость путевок в белорусские санаторно-курортные и оздоровительныеорганизации, приобретенных для детей до 18 лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или ИП (п. 14 ст. 208 НК) |
833 |
776 |
Страховые взносы белорусским страховым организациям, уплаченные за плательщиков организациями (или ИП), являющимися местом их основной работы (службы, учебы), а также за пенсионеров, ранее работавших у них (п. 24 ст. 208 НК) |
3398 |
3164 |
Безвозмездная (спонсорская) помощь, поступившие на благотворительный счет банка пожертвования, полученные инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 29 ст. 208 НК) |
13128 |
12223 |
В НК введена новая льгота в отношении доходов членов профсоюзов (п. 24 ст. 208 НК). Так, освобождаются от подоходного налога доходы в виде оплаты страховых взносов профсоюзными организациями за членов этих организаций в пределах 3398 руб. за год (п. 24 ст. 208 НК).
Изменения коснулись и ставок подоходного налога. Основная ставка осталась прежней – 13 %. Но в соответствии с новой редакцией НК в отношении дивидендов введены пониженные ставки подоходного налога (п. 5, 6 ст. 214 НК).
Так, в случае, если прибыль организации не распределялась между участниками (акционерами) – резидентами Республики Беларусь (то есть дивиденды не выплачивались):
- в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно, - применяется ставка 6%;
- в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно, - применяется ставка 0%.
В новой редакции НК отсутствует ставка 9%, которая применяется в отношении доходов, полученных работниками резидентов ПВТ, и доходов ИП - резидентов ПВТ. Вместе с тем эта ставка применяется в соответствии с ч. 1 п. 31 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12 (с изменениями и дополнениями).
Предоставление социальных налоговых вычетов предусмотрено статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), в 2018 году – это статья 165.
Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам (ч. 1 п. 2 ст. 210 НК):
налоговым агентом – в течение календарного года;
налоговым органом по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 219 НК – по окончании календарного года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 210 НК предусмотрен социальный вычет по суммам, уплаченным за обучение.
Кому предоставляется вычет: плательщикам, уплатившим за свое обучение; за обучение лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства; за обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста, плательщикам, являющимся опекунами (попечителями)(ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК).
За какое обучение предоставляется вычет: за обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего; первого среднего специального; первого профессионально-технического образования (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК).
Расходы по обучению, принимаемые к вычету: суммы, уплаченные за обучение; направленные на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на получение образования (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК).
Сумма, предоставляемого вычета: уплаченная за обучение (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК). Ограничения в сумме вычета не установлены
Документы, на основании которых предоставляется вычет (п. 3, с учетом норм п. 5 и 6 ст. 210 НК):
справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;
копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);
копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;
справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.
Налоговый вычет начинает действовать с момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца осуществления расходов по оплате за обучение, либо по погашению кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35, подп. 1.1 ст. 210 НК).
В случае если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК).
Инспекция МНС по Барановичскому району обращает внимание субъектов хозяйствования, на порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога на доходы по договорам подряда и иным гражданско-правовым договорам.
Пунктом 1 статьи 23, подпунктом 1 статьи 153, подпунктом 1.6 статьи 154, пунктом 1 статьи 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК) предусмотрено, что при выплате физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, дохода (в т.ч. аванса) по договору подряда либо возмездного оказания услуг необходимо исчислить, удержать с этого дохода и перечислить в бюджет подоходный налог.
Согласно абзаца 3 подпункта 1-2 статьи 172 НК, доходы по договорам гражданско-правового характера включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются.
Подоходный налог исчисляется с учетом части 1 пункта 3 статьи 156, пункта 1 статьи 173, абзаца 3 статьи 174 НК.
При этом налоговые вычеты на основании части 1 пункта 3 статьи 156, статьи 164, пункта 1 и части 1 пункта 2 статьи 165, подпункта 1.1 и части 1 пункта 2 статьи 166 НК, предоставляются следующим образом:
лицам, у которых отсутствует место основной работы: стандартные налоговые вычеты предоставляют на основании письменного заявления с предъявлением трудовой книжки (либо по письменному заявлению с указанием причины отсутствия трудовой книжки); социальные и имущественные налоговые вычеты (при строительстве или приобретении жилья) не предоставляют;
лицам, для которых местом основной работы является другая организация: стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты (при строительстве или приобретении жилья) не предоставляют;
лицам, для которых местом основной работы является данная организация: стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты (при строительстве или приобретении жилья) предоставляют путем последовательного вычитания из суммы всех облагаемых доходов (включая вознаграждение), начисленных в пользу данного лица.
В случае предоставления стандартных налоговых вычетов лицам, для которых организация не является местом основной работы, в соответствии с частями 2 и 3 пункта 11 статьи 175 НК необходимо направить в налоговый орган сведения об этом не позже 1 апреля следующего года.
Удержать исчисленную сумму подоходного налога налоговые агенты обязаны непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате, исключением являются доходы в виде оплаты труда за первую половину месяца и премий. В отношении авансовых платежей по договору подряда и иным гражданско-правовым договорам исключений из общего правила не предусмотрено, поэтому организация обязана исчислить и удержать подоходный налог с суммы аванса. При выплате в последующем оставшейся суммы вознаграждения, также исчисляется и удерживается подоходный налог (части 1, 3 пункта 8 статьи 175 НК).
Удержанную из вознаграждения (в т.ч. аванса) сумму налога необходимо перечислить в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату вознаграждения (в т.ч. аванса) и (или) дня его перечисления на счет физического лица (часть 1 пункта 8 и часть 4 пункта 9 статьи 175 НК).Инспекция МНС по Барановичскому району обращает внимание субъектов хозяйствования, на изменение ответственности за нарушение порядка приема наличных денежных средств при продаже товаров, работ, услуг.
Порядок приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (с изменениями и дополнениями) (далее – Постановление № 924/16).
По общему правилу, прием наличных денежных средств при продаже товаров (работ, услуг) осуществляется с применением кассового оборудования. Согласно пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением № 924/16 (далее – Положение), кассир обязан выдать каждому покупателю (потребителю) платежный документ (кассовый чек).
Только в отдельных случаях субъекты хозяйствования вправе не применять кассовое оборудование. Эти случаи перечислены в пункте 35 Положения. При этом прием наличных денежных средств осуществляется в порядке, установленном пунктами 37 - 40 Положения.
С 29 октября 2018 г. вступили в силу изменения в законодательство об административной ответственности и порядке ведения административного процесса. Это предусмотрено Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 131-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь".
В новой редакции изложена статья 12.18 КоАП Республики Беларусь "Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет".
В частности, за невыдачу покупателю (потребителю) в установленных законодательством случаях платежного документа, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг) за наличный расчет, работники индивидуальных предпринимателей и юридических лиц могут быть привлечены к ответственности по части 2 статьи 12.18 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до 10 базовых величин.
Неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет или неоформление установленного законодательством документа при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без применения кассового оборудования будет влечь применение административной ответственности по части 1 статьи 12.18 КоАП не только к работникам субъектов хозяйствования в виде штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин, но также к индивидуальным предпринимателям - в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а к юридическим лицам - в виде штрафа в размере до 100 базовых величин.
Учитывая внесение в КоАП указанных изменений, усиливающих ответственность, обращаем внимание плательщиков на необходимость соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, во избежание привлечения к административной ответственности.Пунктами 10 и 11 статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) предусмотрено, что показатели выставленного на Портал электронных счетов-фактур (далее – Портал) электронного счета-фактуры (далее – ЭСЧФ) можно заменить или исправить.
Если есть необходимость в исправлении (корректировке) показателей ранее выставленного ЭСЧФ, выставляется дополнительный электронный счет-фактура, который должен содержать ссылку на номер ранее выставленного (направленного) ЭСЧФ. При этом показатели ранее выставленного ЭСЧФ не аннулируются.
Дополнительный счет-фактура создается в следующих случаях:
- при уменьшении (увеличении) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая случаи уценки и (или) списания;
- при частичном возврате покупателем продавцу товаров (частичном отказе от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав;
- при полном возврате покупателем продавцу товаров (полном отказе от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, если их возврат и реализация произошли в разных налоговых периодах (например, при реализации товаров продавцом был исчислен НДС и отражен в налоговой декларации по НДС в 2017 году, а полный возврат товара состоялся в 2018 году). В данном случае продавец создает и выставляет покупателю ЭСЧФ с типом «Дополнительный», в котором указывает:
в строке 3 «Дата совершения операции» - дату оприходования товара, возвращенного покупателем;
в строке 5 «К ЭСЧФ» - номер исходного ЭСЧФ продавца;
в разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» - показатели налоговой базы и суммы НДС от этой налоговой базы (стоимость и сумму НДС по возвращаемому товару) с отрицательными значениями. Показатели налоговой базы НДС и исчисленной суммы НДС с нулевыми значениями в случае полного возврата не указываются;
- при увеличении налоговой базы налога на добавленную стоимость на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в соответствии с положениями пункта 18 статьи 98 НК (за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав; в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров; в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом);
- при увеличении (уменьшении) налоговой базы налога на добавленную стоимость на разницы, возникающие при расчетах по договорам, в которых обязательства определены в белорусских рублях исходя из валютного эквивалента или в валюте исходя из суммы в иной иностранной валюте (в соответствии с положениями части второй пункта 6, части второй пункта 7 статьи 97 НК с учетом норм п. 10 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении»);
- при корректировке продавцом исчисленной суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями пункта 8-1 статьи 105 НК.
При составлении дополнительного электронного счета-фактуры указывается разница между первоначальной налоговой базой и налоговой базой после корректировки, а также сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к данной разнице.
В случае, если корректировка налоговой базы налога на добавленную стоимость осуществляется в сторону уменьшения, то разница между первоначальной налоговой базой и налоговой базой после корректировки, а также сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к данной разнице, указываются с отрицательными значениями.
При составлении дополнительного электронного счета-фактуры в связи с увеличением налоговой базы налога на добавленную стоимость на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) сверх цены реализации (за исключением случаев увеличения (уменьшения) налоговой базы налога на добавленную стоимость на разницы при расчетах по договорам, в которых обязательства определены в белорусских рублях исходя из валютного эквивалента или в валюте исходя из суммы в иной иностранной валюте) плательщиком данный дополнительный электронный счет-фактура направляется только на Портал без его выставления покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав. В таком случае ссылка на номер ранее выставленного электронного счета-фактуры может не производиться.
В соответствии с частью 4 пункта 29 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры от 25.04.2016 № 15 (с изменениями и дополнениями) дополнительный ЭСЧФ со ссылкой на исходный или исправленный ЭСЧФ считается выставленным, если:
исходный или исправленный ЭСЧФ подписан одной стороной и дополнительный ЭСЧФ создан, подписан и выставлен (направлен) на Портал или получателю;
исходный или исправленный ЭСЧФ подписан двумя сторонами, когда поставщик создал, подписал и выставил (направил) дополнительный ЭСЧФ на положительную сумму корректировки стоимости объектов с учетом НДС и суммы НДС на Портал или получателю;
исходный или исправленный ЭСЧФ подписан двумя сторонами, когда поставщик создал, подписал и выставил (направил) дополнительный ЭСЧФ на отрицательную сумму корректировки стоимости объектов с учетом НДС и (или) суммы НДС, при условии подписания этого дополнительного ЭСЧФ стороной покупателя.
исходный или исправленный ЭСЧФ подписан двумя сторонами, когда поставщик создал, подписал и выставил (направил) дополнительный ЭСЧФ на общую положительную сумму корректировки стоимости объектов с НДС и (или) суммы НДС, но с наличием по отдельным объектам отрицательной суммы корректировки стоимости объектов с НДС и (или) суммы НДС, при условии подписания этого дополнительного ЭСЧФ стороной покупателя.
В случае, когда исходный или исправленный ЭСЧФ был подписан двумя сторонами, то при не подписании покупателем ЭСЧФ на отрицательную сумму корректировки стоимости объектов с НДС (или) суммы НДС или ЭСЧФ на общую положительную сумму корректировки, но с наличием по отдельным позициям отрицательной суммы корректировки, дополнительный ЭСЧФ имеет статус «На согласовании».
Дополнительный ЭСЧФ может быть аннулирован в одностороннем порядке стороной, создавшей и выставившей (направившей) ЭСЧФ при условии, что его не подписала сторона получателя на момент аннулирования.
Управление по работе с плательщиками по Ляховичскому району инспекции МНС по Барановичскому району напоминает, что сроки уплаты земельного налога, налога на недвижимость и арендных платежей за землю с физических лиц истекают 15 ноября 2018 года. Просим не откладывать уплату налогов на последние дни, уплачивать причитающиеся платежи заблаговременно либо поэтапно частями. Уплату налогов можно произвести наличными денежными средствами в отделениях банка и почтовой связи, а также безналичным путем, используя банковскую карточку, с помощью платежно-справочных терминалов РУП «Белпочта» и инфокиосков ОАО «Беларусбанк», а также через Интернет-банкинг. В случае неполучения по каким-либо причинам извещения на уплату земельного налога и налога на недвижимость предлагаем обратиться в налоговый орган по месту нахождения соответствующего объекта недвижимости, в том числе земельного участка, для уточнения сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.
По объектам налогообложения, находящимся на территории Ляховичского района информацию можно получить в управлении по работе с плательщиками по Ляховичскому району, пл. Ленина, 3, каб.317, 318 (3 этаж) или по телефонам:
801633 2 03 08, 801633 2 29 88, 01633 2 41 47.
За несвоевременную уплату налога за каждый календарный день просрочки начисляются пени, а образовавшаяся перед бюджетом задолженность подлежит принудительному взысканию путем совершения нотариусом исполнительной надписи, при этом должнику придется дополнительно заплатить нотариальный тариф за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового характера.
Управление по работе с плательщиками по Ляховичскому району инспекции МНС по Барановичскому району информирует, что п.п.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 №29 «О налогообложении» предусмотрено смещение общих сроков выставления электронных счетов-фактур (далее - ЭСЧФ) по отдельным операциям на 20-е число месяца, следующего за месяцем, на который приходится день совершения операций, указанный в ЭСЧФ.
К числу таких операций относятся операции, при совершении которых не требуется выставление ЭСЧФ покупателю (получателю), таких как реализация физическим лицам в розницу.
В связи с этим, по данным операциям создание и направление на портал ЭСЧФ осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится день совершения операции независимо от выбранного плательщиком отчетного периода (месяц, квартал).
28.07.2018 года на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь». Указанным Законом внесены изменения в законодательство об административной ответственности и порядке ведения административного процесса. В части вопросов, отнесенных к компетенции и полномочиям налоговых органов, принятые изменения вступают в силу через три месяца после официального опубликования, т.е. с 29.10.2018.
Статьи 11.1«Незаконные принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, использование ценных бумаг или платежных документов в иностранной валюте» и 11.2 «Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций» приведены в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций».
В части второй статьи 12.1 КоАП увеличен минимальный размер штрафа с 10 до 50 базовых величин.
В новой редакции изложена статья 12.18 КоАП «Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет»:
При применении новой редакции статьи 12.18 КоАП следует учесть, что невыдача покупателю (потребителю) в установленных законодательством случаях платежного документа, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг) за наличный расчет, не является вновь введенным составом ответственности. Порядок приема денежных средств, за нарушение которого до 29.10.2018 предусмотрена ответственность, включает в себя обязанность выдачи покупателю чека. В отношении указанного состава следует иметь ввиду уменьшение максимального размера штрафа. Поэтому при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности физического лица после вступления в силу изменений в КоАП за правонарушение, совершенное до 29.10.2018, необходимо применять нормы статьи 1.5 КоАПо придании обратной силы закона.
В отношении части 1 статьи 12.18 КоАП надо учесть, что введенная ответственность юридического лица может применяться только за правонарушения, совершенные указанным субъектом после 29.10.2018. При определении критериев для привлечения субъекта хозяйствования к ответственности, можно исходить из пунктов 2 и 3 части 1 статьи 4.8 КоАП, так как совершенным правонарушением может причиняться имущественный вред на сумму свыше 40 базовых величин также и стоимость предмета правонарушения – кассового оборудования может превышать 40 базовых величин.
Статья13.5 КоАП изложена в новой редакции:
1. дополнена новым составом «неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов»;
2. в два раза увеличен максимальный размер штрафа для всех субъектов правонарушений;
3. введена ответственность за повторность совершения правонарушения.
По статье 13.6 КоАП произошли следующие изменения:
1. для субъектов предпринимательской деятельности за неуплату (неполную уплату) налога, сбора (пошлины) увеличен размер штрафа с 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины);
2. увеличены минимальный и максимальный размеры штрафов за совершение умышленной неуплаты налога, сбора (пошлины) физическим лицом, в том числе должностным лицом;
3. введена ответственность за повторное совершение физическим лицом, в том числе должностным лицом умышленных правонарушений;
4. упразднена ответственность за неуплату или неполную уплату плательщиком суммы сбора на финансирование государственных расходов.
В статье 13.7 КоАП произошло увеличение в два раза размера штрафов, налагаемых на субъектов предпринимательской деятельности и должностных лиц, совершивших умышленные нарушения, а так же введена ответственность за повторное совершение умышленных нарушений должностными лицами.
Указанные нововведения по статьям 13.5 – 13.7 КоАП с учетом статьи 1.5 КоАП должны применяться в отношении правонарушений, которые будут совершаться после 29.10.2018.
Статья 13.8 КоАП дополнена ответственностью за непредставление сведений и документов, обязанность представления которых предусмотрена международным договором Республики Беларусь. Указанная ответственность будет применяться в случае непредставления в налоговый орган документов и иных сведений в рамках реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенных Штатов Америки об улучшении соблюдения международных налоговых правил и реализации Закона Соединенных Штатов Америки о налоговом контроле счетов в иностранных финансовых учреждениях от 18 марта 2015 г.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29.08.2016 № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» для расширения категорий граждан, имеющих право на получение безналичных жилищных субсидий по заявительному принципу, предусмотрено формирование Министерством по налогам и сборам базы доходов населения.
C 1 января 2019 года на налоговых агентов (организации и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату, займы, кредиты, доходы от продажи недвижимости и автомобилей и другие доходы) возлагается обязанность по ежеквартальному предоставлению сведений о доходах граждан в налоговые органы в электронном виде.
Министерством по налогам и сборам создана информационная система, предназначенная для формирования базы данных о доходах граждан, которая в настоящее время введена в опытную эксплуатацию и проводится ее тестирование.
Ознакомиться с созданной базой данных и принять участие в ее тестировании, налоговые агенты могут на сайте Министерства по налогам и сборам nalog.gov.by, на котором размещена форма сведений о доходах физического лица и иная инструктивная информация, регламентирующая порядок заполнения сведений и их передачи в налоговый орган в электронном виде.
Замечания и предложения, возникшие после проведения тестирования, можно направить на адрес электронной почты udfl_agent@nalog.gov.by.
В справке о доходах наниматели помимо ФИО будут указывать пол, дату рождения, гражданство, ставку подоходного налога. Если налоговый агент начислял физическому лицу в течение истекшего календарного квартала доходы, облагаемые по разным ставкам налога (13%, 10%, 9% или иной ставке), то в отношении каждого вида дохода будет заполняться отдельная справка
Налоговые агенты будут подавать справку о доходах физических лиц лица в налоговый орган по месту своей постановки на учет в виде электронного документа, подписанного ключом электронной цифровой подписи, или в электронном виде.
Создание справок в электронном виде и последующая их передача на портал МНС может осуществляться несколькими способами:
- через установленную программу «налоговый агент» (ее можно скачать на сайте МНС - nalog.gov.by), которая позволяет на основании введенной информации о доходах физического лица формировать электронный файл требуемого формата;
- через сервис «личный кабинет» на сайте МНС, доступ к которому осуществляется с помощью электронной цифровой подписи.