Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая система
27/03/2019 09:03

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» от 03.01.2019 № 2 (далее - Постановление № 2) установлена новая форма налоговой декларации по НДС.

Следует отметить, что декларация по НДС по новой форме подается за отчетный (налоговый) период начиная с 2019 года. В соответствии с ч. 1 п. 4 Постановления № 2 налоговая декларация (расчет) по НДС за налоговые периоды 2018 года, которая подается в 2019 году, представляется по ранее действующей форме.

На титульном листе новой формы декларации по НДС добавлена позиция, в которой нужно проставлять отметку о подаче уточненной декларации согласно сообщению налогового органа. Так, если в ходе предварительного этапа камеральной проверки налоговым органом выявлена неполнота сведений, ошибок (в том числе арифметических) в заполнении декларации по НДС на титульном листе налоговой декларации по НДС проставляется отметка о подаче уточненной декларации согласно сообщению налогового органа в соответствии с пунктом 6 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь с указанием номера и даты сообщения.

Также как и прежде, на титульном листе налоговой декларации по НДС проставляется отметка о подаче уточненной декларации по НДС в связи с уведомлением налогового органа в соответствии с пунктом 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь с указанием номера и даты уведомления, которое направляется плательщику при выявлении в ходе последующего этапа камеральной проверки неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в декларации по НДС, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе.

В раздел IV части I налоговой декларации по НДС «Другие сведения» внесены следующие изменения и дополнения.

Раздел IV части I налоговой декларации по НДС дополнен строкой 6.3 для отражения суммы уменьшения налоговых вычетов, по которым либо отсутствуют электронные счета-фактуры (далее - ЭСЧФ), либо получены ЭСЧФ, но не подписаны электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) плательщика, либо в ЭСЧФ не указан признак "Не подлежит вычету". В указанной строке подлежат отражению суммы корректировок налоговых вычетов, производимых, например, при возврате товаров; при уменьшении стоимости товаров (работ, услуг); при возврате (уменьшении) сумм ввозного НДС; при уменьшении излишне предъявленных сумм НДС; при порче, утрате товаров, а также по иным основаниям.

Суммы ввозного НДС, не принятого к вычету в 2018 г. в связи с ограничением, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. N 99 "О взимании налога на добавленную стоимость", отражаются в 2019 г. в строке 1.3.1 раздела IV части I налоговой декларации по НДС, как вычеты текущего налогового периода (ранее отражались в строке 2.2, которая с 2019 г. упразднена).

Раздел IV части I налоговой декларации по НДС дополнен строками 15 и 15.1 для отражения учтенных в учете плательщика сумм НДС на конец отчетного периода, но не признаваемых налоговых вычетами, в том числе сведения о которых отсутствуют в АИС "Учет счетов-фактур". К таким суммам НДС относятся: суммы НДС, по которым отсутствуют ЭСЧФ; суммы НДС, по которым получены ЭСЧФ, но не подписаны ЭЦП покупателя; суммы НДС, в ЭСЧФ по которым указаны признаки "Отложенный вычет" или "Дата наступления права на вычет".

Сальдо не принятых к вычету сумм НДС на конец отчетного периода подлежит отражению: по строке 11 - в части сумм НДС, признаваемых налоговыми вычетами; по строке 15 - в части сумм НДС, не признаваемых налоговыми вычетами, но, возможно, признаваемых таковыми в последующих отчетных периодах.

Пунктом 2 статьи 126 НК упрощен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг. В связи с чем из формы налоговой декларации по НДС исключено приложение "Реестр международных транспортных или товарно-транспортных документов и заявок (заданий или иных документов)" (было прил. 3).

С 2019 г. пунктом 39 статьи 120 НК нормативно закреплено, что налоговая база, определяемая плательщиками в целях исчисления НДС в соответствии со статьей 114 НК, должна увеличиваться на суммы, поименованные в пункте 4 статьи 120 НК: суммы, полученные сверх цены реализации объектов; санкции по договору и др. Суммы увеличения налоговой базы по операциям, указанным в строке 13 раздела I части I налоговой декларации по НДС, подлежат отражению соответственно в строках 14 раздела I части I налоговой декларации по НДС. На указанные суммы создается и направляется на Портал электронных счетов-фактур ЭСЧФ со статусом "Покупатель" и "Продавец", суммы НДС по которому вычету не подлежат.

Уточнен порядок отражения в составе налоговых вычетов сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из ЕАЭС, в зависимости от своевременности уплаты налога, а также момента подачи части I налоговой декларации по НДС (строка 15 раздела II части I декларации по НДС «Налоговые вычеты»).

В графе 4 строки 15 отражаются суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС «Расчет суммы НДС,  взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь»:

если НДС уплачен в установленные сроки и не позднее даты подачи части I декларации за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету. Сумма НДС отражается по выбору плательщика – за отчетный период, в котором товары приняты к учету или за отчетный период, в котором «ввозной» НДС уплачен;

если НДС уплачен в установленные сроки и позднее даты подачи части I налоговой декларации по НДС за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету. Сумма НДС отражается за отчетный период, в котором «ввозной» НДС уплачен. В случае представления плательщиком налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями в часть I за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету, указанные суммы НДС не подлежат отражению в разделе II части I такой налоговой декларации (расчета) по НДС;

если НДС уплачен с нарушением установленных сроков, сумма НДС отражается за отчетный период, в котором  «ввозной» НДС уплачен.
27/03/2019 08:03

Налоговым законодательством Республики Беларусь создан ряд дополнительных стимулов и льгот, направленных на улучшение условий ведения бизнеса. В этих целях в Беларуси организованы специальные режимы налогообложения, в том числе и льготное налогообложение в сельской местности и малых городах.

Основными законодательными актами в данном направлении являются:

Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (с изменениями и дополнениями; далее – Декрет № 6);

Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (далее – Указ №345).

Положения как Декрета №6, так и Указа №345,  направлены на повышение инвестиционной привлекательности средних, малых городских поселений и сельской местности, стимулирование создания новых производств и соответственно рабочих мест, поддержку предпринимательства на этапе становления, что отражено и в названии документа.

Декретом  №6 установлены дополнительные налоговые льготы для предприятий, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, в частности, они освобождаются от уплаты основных налогов в течение 7 лет со дня их государственной регистрации (налога на прибыль, налога на недвижимость). Кроме того, они могут быть освобождены от ввозных таможенных пошлин при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров в качестве неденежного вклада в уставный фонд, уплаты государственной пошлины за выдачу, внесение изменений, продление срока действия специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими лицами отдельных видов деятельности.

Указом №345 на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. для субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание в населенных пунктах и на территориях вне населенных пунктов, относящихся к территории сельской местности и малых городских поселений, перечни которых определены решениями областных Советов депутатов, установлен специальный режим налогообложения.

Без ограничения периода действия Указа №345 в населенных пунктах и на территориях вне населенных пунктов, относящихся к территории сельской местности, вне зависимости от перечней населенных пунктов, определенных решениями областных Советов депутатов, сняты некоторые ограничения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками в сельской местности (при условии соблюдения установленных законодательством других ограничений в области оборота алкогольных напитков).

21/02/2019 05:02

Имущественный вычет при строительстве либо приобретении жилья регламентирован подп. 1.1 п. 1 ст. 211 Налогового Кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей с 01.01.2019; далее – НК).

Право на получение вычета в соответствии с ч. 3 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК, имеют плательщик и члены его семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшие на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами. Для целей применения вычета к членам семьи плательщика относятся супруг (супруга), их дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).

Вычет предоставляется в сумме:

- фактически произведенных плательщиком и членами его семьи расходов на строительство, в том числе путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в том числе в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;

- расходов на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей(включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство, приобретение жилищных облигаций либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры.

Для целей применения имущественного вычета строительством признается строительная деятельность по возведению объекта, реконструкции объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации на возведение, реконструкцию объекта, выполнение строительных, специальных, монтажных и пусконаладочных работ, в том числе монтаж и установку систем обеспечивающих функционирование объекта (электрических, водопроводных систем, систем водо-, газоснабжения, канализации, систем отопления) (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).

Ч. 5 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК определено, что   при строительстве жилья с привлечением застройщика и (или) подрядчика фактически произведенные расходы подлежат вычету в пределах:

- стоимости строительства одноквартирного жилого дома или квартиры, цены объекта долевого строительства квартиры, указанных в договоре о строительстве;

- стоимости строительства квартиры, указанной в справке (ее копии), выдаваемой жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), - при строительстве квартиры в составе ЖСК без заключения договора о строительстве.

При строительстве жилья без привлечения застройщика или подрядчика, расходы на такое строительство в соответствии с ч. 7 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК, подлежат вычету в пределах стоимости строительства, указанной этими лицами в заявлении, представляемом налоговому агенту (налоговому органу). Расходы на такое строительство, понесенные после принятия решения об утверждении акта приемки жилья в эксплуатацию, не подлежат вычету. Выписка (либо ее копия) из решения (приказа, постановления, распоряжения) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об утверждении акта приемки одноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию представляется налоговому агенту (налоговому органу) не позднее 1 месяца после приема этого жилья в эксплуатацию.

При строительстве квартиры путем приобретения жилищных облигаций фактически произведенные расходы на такое строительство в соответствии с ч. 6 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК, подлежат вычету в пределах размера денежных средств, подлежащих внесению в оплату стоимости жилья путем приобретения жилищных облигаций, указанной в договоре, в соответствии с которым предусматривается это строительство.

При приобретении жилья в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, фактически произведенные расходы на такое приобретение подлежат вычету в соответствии с ч. 6 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК, в пределах оплаты стоимости предмета лизинга - одноквартирного жилого дома или квартиры, указанной в договоре финансовой аренды (лизинга).

Ч. 11 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК определено, что  в состав фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение жилья включаются в том числе:

- расходы на разработку проектно-сметной документации;

- расходы на работы, связанные с внутренней отделкой жилья, - при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры;

- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;

- расходы по газификации одноквартирного жилого дома, в том числе расходы на оплату стоимости проектирования и строительства газопровода-отвода и внутридомовой системы газоснабжения;

- расходы на приобретение жилищных облигаций;

- расходы на приобретение жилья;

- расходы по оплате лизинговых платежей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, в части оплаты стоимости предмета лизинга - одноквартирного жилого дома или квартиры.

Ч. 4 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что вычет плательщикам и членам их семей, осуществившим на основании договора строительного подряда реконструкцию жилья, предоставляется при условии, что в результате такой реконструкции эти лица утрачивают основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Ч. 9 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что вычет предоставление вычета при строительстве жилого дома осуществляется после получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, или государственного акта на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, или договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.

Ч. 10 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что вычет при приобретении жилья предоставляется после государственной регистрации права собственности на одноквартирный жилой дом или квартиру, а при приобретении жилья в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) вычет предоставляется после подписания акта приемки-передачи предмета лизинга.

Ч. 12 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что при  приобретении жилья в общую долевую собственность вычет распределяется между участниками общей долевой собственности пропорционально их доле.

Ч. 13 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК предусмотрено, что при  приобретении жилья в общую совместную собственность вычет распределяется между участниками такой собственности в соответствии с их письменным заявлением.

Согласно ч. 16 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК имущественный вычет предоставляет: в течение календарного года – налоговый агент; по окончании налогового периода – налоговый  орган – по  доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 219 НК.

Документы необходимые для представления имущественного вычета поименованы  в п.  2 ст. 211 НК.

В соответствии с п. 4 ст. 211 НК документы, подтверждающие фактическую оплату расходов на строительство и (или) приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры, погашение (возврат) кредитов банков, займов (включая проценты по ним), оплату стоимости приобретения возмездно отчужденного имущества, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае, если документы на оплату не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается информация получателя платежа, содержащая недостающие сведения.

Налоговому агенту или налоговому органу могут быть представлены копии документов об оплате. В этом случае налоговым агентом или налоговым органом представленные копии сверяются с оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета.

В случае утери плательщиком документов на оплату налоговому агенту или налоговому органу представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества (если таковое имеется) плательщика, суммы и даты оплаты, назначения платежа.

Имущественный налоговый вычет предоставляется с момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца осуществления расходов на:

- строительство (в том числе путем приобретения жилищных облигаций) либо приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры (в том числе в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга);

- погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на строительство жилья, приобретение жилищных облигаций либо приобретение жилья.

В случае если в календарном году вычет не предоставлялся или был предоставлен не в полном объеме, неиспользованная сумма вычета переносится на последующие календарные годы до полного ее использования (ч. 15 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).

Имущественный налоговый вычет не применяется в следующих случаях:

- оплата расходов на строительство или приобретение жилья, а также погашение кредита (ссуды), полученного и направленного на эти цели, произведена приватизационными чеками "Жилье";

- оплата расходов на строительство или приобретение жилья произведена за счет субсидий, финансовой помощи государства;

- в случае получения (частичного получения) плательщиком вычета на строительство либо приобретение жилья такой плательщик не вправе получить вычет в отношении иной квартиры или иного одноквартирного жилого дома (ч. 14 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).

21/02/2019 05:02

Согласно ст. 308 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) плательщиками налога за владение собаками признаются только физические лица.

Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше. Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода.

Ставка налога за владение собаками устанавливается за налоговый период в размере:

1,5 базовой величины – за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных пород собак, который утвержден  Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 N 40 (в перечень включены следующие породы собак:  Айну, Акабаш, Американский пит-бультерьер, Американский стаффордширский терьер, Анатолийский карабаш, Английский и Бельгийский мастифы, Бордоский и Немецкий доги, Бульмастиф, Бультерьер, Горская и Леопардовая гончие, Доберман Владека Рошины и Доберман-пинчер, Ирландский волкодав, Канарская собака (перро де пресо канарио), Кангал, Кане-корсо, Кенгуровая собака, Корельская медвежья собака, Лангедокская пастушья собака, Маремма (маремоанхо-абруцкая пастушья собака), Мальорский бульдог (терро де мальоркин), Московская сторожевая, Овчарки Дауфмана, Восточноевропейская, Грецкая, Кавказская, Немецкая, Румынская, Среднеазиатская и Южнорусская, Ризеншнауцер, Ротвейлер, Супердог и його помесь с майконгом, Тоса-ину (японская бойцовская собака), Фила бразильеро, Черный терьер, Шарпей (китайская бойцовская собака));

0,3 базовой величины - в иных случаях.

Минский городской Совет депутатов, местные Советы депутатов базового территориального уровня имеют право уменьшать (не более чем в два раза) ставки налога за владение собаками.

Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.

Сумма налога за владение собаками исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При исчислении суммы налога за владение собаками принимается размер базовой величины, установленный на 1-е число первого месяца налогового периода.

Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за жилищно-коммунальные услуги).

Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, производят прием сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении налога за владение собаками в произвольной форме не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.
04/02/2019 13:02

Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З (далее – Закон от 30.12.2018 N 159-З) в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года внесены изменения и дополнения (далее – НК), которые действуют с 01.01.2019.

Существенно изменилась структура НК, а в отдельные разделы налогового законодательства внесены изменения и дополнения.

Так, изменениям подвергнут раздел НК, касающийся и подоходного налога. С 01.01.2019 подоходному налогу посвящена глава 18 НК, ранее – глава 16.

Увеличены размеры стандартных вычетов (п. 1 ст. 209 НК):

Кому положен вычет

Размер вычета (руб.)

в 2019 году

в 2018 году

Плательщикам

110

102

если размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает

665

620

Родителям на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца

32

30

Вдове (вдовцу), одинокому родителюприемному родителюопекуну или попечителю - на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца

61

57

Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, - на каждого ребенка

Плательщикам, указанным в подп. 1.3 ст. 209 НК (инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, "афганцам", отдельным категориям "чернобыльцев" и др.)

155

144

Для целей применения стандартного вычета с 2019 года к иждивенцам отнесены лица, которые являются инвалидами I или II группы старше 18 лет (абз. 5 ч. 2 подп. 1.2 ст. 209 НК).

Для целей применения стандартного вычета на детей до 18 лет и (или) иждивенцев к одиноким родителям с 2019 года отнесен родитель, если второй родитель ребенка признан безвестно отсутствующим либо объявлен умершим (ч. 6 подп. 1.2 ст. 209 НК).

С 2019 года предоставление стандартного вычета в размере 61 руб. вдове (вдовцу), одинокому родителю прекращается с месяца:

усыновления (удочерения) ребенка при вступлении их в брак;

вступления в силу решения суда о восстановлении в родительских правах, об отмене решения о признании безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим второго родителя ребенка (ч. 7 подп. 1.2 ст. 209 НК).

В предыдущие годы предоставление вычета в увеличенном размере этим категориям лиц прекращалось с месяца, следующего за месяцем усыновления (удочерения) ребенка.

Увеличены годовые предельные размеры доходов, освобождаемых от налогообложения (ст. 208 НК, бывшая статья 163 НК):

Доходы, освобождаемые от подоходного налога

Предельные размеры (руб.)

в 2019 году

в 2018 году

Доходы, которые не являются вознаграждением за исполнение трудовых и иных обязанностей (включая матпомощь, подарки, призы, путевки):

- полученные по месту основной работы (службыучебы) (кроме нижеуказанных иных доходов)

(п. 23 ст. 208 НК)

1984

1847

- полученные от профсоюзных организаций членами этих организаций (кроме нижеуказанных иных доходов)

(п. 38 ст. 208 НК)

397

370

- полученные от других организаций и ИП (кроме нижеуказанных иных доходов)

(п. 23 ст. 208 НК)

131

122

Иные доходы

Стоимость путевок в белорусские санаторно-курортные и оздоровительныеорганизации, приобретенных для детей до 18 лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или ИП (п. 14 ст. 208 НК)

833

776

Страховые взносы белорусским страховым организациям, уплаченные за плательщиков организациями (или ИП), являющимися местом их основной работы (службыучебы), а также за пенсионеров, ранее работавших у них

(п. 24 ст. 208 НК)

3398

3164

Безвозмездная (спонсорская) помощь, поступившие на благотворительный счет банка пожертвования,

полученные инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

(п. 29 ст. 208 НК)

13128

12223

В НК введена новая льгота в отношении доходов членов профсоюзов (п. 24 ст. 208 НК). Так, освобождаются от подоходного налога доходы в виде оплаты страховых взносов профсоюзными организациями за членов этих организаций в пределах 3398 руб. за год (п. 24 ст. 208 НК).

Изменения коснулись и ставок подоходного налога. Основная ставка осталась прежней – 13 %. Но в соответствии с новой редакцией НК в отношении дивидендов введены пониженные ставки подоходного налога (п. 56 ст. 214 НК).

Так, в случае, если прибыль организации не распределялась между участниками (акционерами) – резидентами  Республики Беларусь (то есть дивиденды не выплачивались):

- в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно, - применяется ставка 6%;

- в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно, - применяется ставка 0%.

В новой редакции НК отсутствует ставка 9%, которая применяется в отношении доходов, полученных работниками резидентов ПВТ, и доходов ИП - резидентов ПВТ. Вместе с тем эта ставка применяется в соответствии с ч. 1 п. 31 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом  Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12 (с изменениями и дополнениями).

04/02/2019 13:02

Предоставление социальных налоговых вычетов предусмотрено статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), в 2018 году – это статья 165.

Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам (ч. 1 п. 2 ст. 210 НК):

налоговым  агентом – в течение календарного года;

налоговым  органом по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 219 НК – по окончании календарного года.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 210 НК предусмотрен социальный вычет по суммам, уплаченным за обучение.

Кому предоставляется вычет:  плательщикам, уплатившим  за свое обучение;  за обучение лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства; за  обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста,  плательщикам, являющимся опекунами (попечителями)(ч. 12 подп. 1.1 ст. 210 НК).

За какое обучение предоставляется вычет:  за обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении  первого высшего;  первого среднего специального;  первого  профессионально-технического образования (ч. 12 подп. 1.1 ст. 210 НК).

Расходы по обучению, принимаемые к вычету: суммы, уплаченные за обучение;  направленные на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на получение образования (ч. 12 подп. 1.1 ст. 210 НК).

Сумма, предоставляемого вычета:  уплаченная за обучение (ч. 12 подп. 1.1 ст. 210 НК). Ограничения в сумме вычета не установлены

Документы, на основании которых предоставляется вычет (п. 3, с учетом норм п. 5 и 6 ст. 210 НК):

справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;

копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;

копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;

копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;

документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);

копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;

копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;

справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.

Налоговый вычет начинает действовать с момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца осуществления расходов  по оплате за обучение, либо по  погашению кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35подп. 1.1 ст. 210 НК).

В случае если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК).

04/02/2019 13:02
Социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным (возмещённым) по договорам страхования, применяемый при исчислении подоходного налога с 01.01.2019
17/12/2018 06:12

Инспекция МНС по Барановичскому району обращает внимание субъектов хозяйствования, на порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога на доходы по договорам подряда и иным гражданско-правовым договорам.

Пунктом 1 статьи 23, подпунктом 1 статьи 153подпунктом 1.6 статьи 154, пунктом 1 статьи 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК) предусмотрено, что при выплате физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, дохода (в т.ч. аванса) по договору подряда либо возмездного оказания услуг необходимо исчислить, удержать с этого дохода и перечислить в бюджет подоходный налог.

Согласно абзаца 3 подпункта 1-2 статьи 172 НК, доходы по договорам гражданско-правового характера включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются.

Подоходный налог исчисляется с учетом части 1 пункта 3 статьи 156пункта 1 статьи 173абзаца 3 статьи 174 НК.

При этом налоговые вычеты на основании части 1 пункта 3 статьи  156статьи 164пункта 1 и части 1 пункта 2 статьи 165подпункта 1.1 и части 1 пункта 2 статьи 166 НК, предоставляются следующим образом:

лицам, у которых отсутствует место основной работы: стандартные налоговые вычеты предоставляют на основании письменного заявления с предъявлением трудовой книжки (либо по письменному заявлению с указанием причины отсутствия трудовой книжки); социальные и имущественные налоговые вычеты (при строительстве или приобретении жилья) не предоставляют;

лицам, для которых местом основной работы является другая организация: стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты (при строительстве или приобретении жилья) не предоставляют;

лицам, для которых местом основной работы является данная организация: стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты (при строительстве или приобретении жилья) предоставляют путем последовательного вычитания из суммы всех облагаемых доходов (включая вознаграждение), начисленных в пользу данного лица.

В случае предоставления стандартных налоговых вычетов лицам, для которых организация не является местом основной работы, в соответствии с частями 2 и 3 пункта 11 статьи 175 НК необходимо направить в налоговый орган сведения об этом не позже 1 апреля следующего года.

Удержать исчисленную сумму подоходного налога налоговые агенты обязаны непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате, исключением являются доходы в виде оплаты труда за первую половину месяца и премий. В отношении авансовых платежей по договору подряда и иным гражданско-правовым договорам исключений из общего правила не предусмотрено, поэтому организация обязана исчислить и удержать подоходный налог с суммы аванса. При выплате в последующем оставшейся суммы вознаграждения, также исчисляется и удерживается подоходный налог (части 13 пункта 8 статьи 175 НК).

Удержанную из вознаграждения (в т.ч. аванса) сумму налога необходимо перечислить в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату вознаграждения (в т.ч. аванса) и (или) дня его перечисления на счет физического лица (часть 1 пункта 8 и часть 4 пункта 9 статьи 175 НК).
05/12/2018 12:12

Инспекция МНС по Барановичскому району обращает внимание субъектов хозяйствования, на изменение ответственности за нарушение порядка приема наличных денежных средств при продаже товаров, работ, услуг.

Порядок приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (с изменениями и дополнениями) (далее – Постановление № 924/16).

По общему правилу, прием наличных денежных средств при продаже товаров (работ, услуг) осуществляется с применением кассового оборудования. Согласно пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением № 924/16 (далее – Положение), кассир обязан выдать каждому покупателю (потребителю) платежный документ (кассовый чек).

Только в отдельных случаях субъекты хозяйствования вправе не применять кассовое оборудование. Эти случаи перечислены в пункте 35 Положения. При этом  прием наличных денежных средств  осуществляется в порядке, установленном пунктами 3740 Положения.

С 29 октября 2018 г. вступили в силу изменения в законодательство об административной ответственности и порядке ведения административного процесса. Это предусмотрено Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 131-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь".

В новой редакции изложена статья 12.18 КоАП Республики Беларусь "Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет".

В частности, за невыдачу покупателю (потребителю) в установленных законодательством случаях платежного документа, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг) за наличный расчет, работники индивидуальных предпринимателей и юридических лиц могут быть привлечены к ответственности по части 2 статьи 12.18 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до 10 базовых величин.

Неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет или неоформление установленного законодательством документа при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без применения кассового оборудования будет влечь применение административной ответственности по части 1 статьи 12.18 КоАП не только к работникам субъектов хозяйствования в виде штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин, но также к индивидуальным предпринимателям - в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а к юридическим лицам - в виде штрафа в размере до 100 базовых величин.

Учитывая внесение в КоАП указанных изменений, усиливающих ответственность, обращаем внимание плательщиков на необходимость соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, во избежание привлечения к административной ответственности.
26/10/2018 07:10

Пунктами 10 и 11 статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) предусмотрено, что показатели выставленного на Портал электронных счетов-фактур (далее – Портал) электронного счета-фактуры (далее – ЭСЧФ) можно заменить или исправить.

Если есть необходимость в исправлении (корректировке) показателей ранее выставленного ЭСЧФ, выставляется дополнительный электронный счет-фактура, который должен содержать ссылку на номер ранее выставленного (направленного) ЭСЧФ. При этом показатели ранее выставленного ЭСЧФ не аннулируются.

Дополнительный счет-фактура создается в следующих случаях:

- при уменьшении (увеличении) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая случаи уценки и (или) списания;

- при частичном возврате покупателем продавцу товаров (частичном отказе от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав;

- при полном возврате покупателем продавцу товаров (полном отказе от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, если их возврат и реализация произошли в разных налоговых периодах (например, при реализации товаров продавцом был исчислен НДС и отражен в налоговой декларации по НДС в 2017 году, а полный возврат товара состоялся в 2018 году). В данном случае продавец создает и выставляет покупателю ЭСЧФ с типом «Дополнительный», в котором указывает:

в строке 3 «Дата совершения операции» - дату оприходования товара, возвращенного покупателем;

в строке 5 «К ЭСЧФ» - номер исходного ЭСЧФ продавца;

в разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» - показатели налоговой базы и суммы НДС от этой налоговой базы (стоимость и сумму НДС по возвращаемому товару) с отрицательными значениями. Показатели налоговой базы НДС и исчисленной суммы НДС с нулевыми значениями в случае полного возврата не указываются;

- при увеличении налоговой базы налога на добавленную стоимость на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в соответствии с положениями пункта 18 статьи 98 НК (за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав; в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров; в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом);

- при увеличении (уменьшении) налоговой базы налога на добавленную стоимость на разницы, возникающие при расчетах по договорам, в которых обязательства определены в белорусских рублях исходя из валютного эквивалента или в валюте исходя из суммы в иной иностранной валюте (в соответствии с положениями части второй пункта 6, части второй пункта 7 статьи 97 НК с учетом норм п. 10 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении»);

- при корректировке продавцом исчисленной суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями пункта 8-1 статьи 105 НК.

При составлении дополнительного электронного счета-фактуры указывается разница между первоначальной налоговой базой и налоговой базой после корректировки, а также сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к данной разнице.

В случае, если корректировка налоговой базы налога на добавленную стоимость осуществляется в сторону уменьшения, то разница между первоначальной налоговой базой и налоговой базой после корректировки, а также сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к данной разнице, указываются с отрицательными значениями.

При составлении дополнительного электронного счета-фактуры в связи с увеличением налоговой базы налога на добавленную стоимость на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) сверх цены реализации (за исключением случаев увеличения (уменьшения) налоговой базы налога на добавленную стоимость на разницы при расчетах по договорам, в которых обязательства определены в белорусских рублях исходя из валютного эквивалента или в валюте исходя из суммы в иной иностранной валюте) плательщиком данный дополнительный электронный счет-фактура направляется только на Портал без его выставления покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав. В таком случае ссылка на номер ранее выставленного электронного счета-фактуры может не производиться.

В соответствии с частью 4 пункта 29 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры от 25.04.2016 № 15 (с изменениями и дополнениями) дополнительный ЭСЧФ со ссылкой на исходный или исправленный ЭСЧФ считается выставленным, если:

исходный или исправленный ЭСЧФ подписан одной стороной и дополнительный ЭСЧФ создан, подписан и выставлен (направлен) на Портал или получателю;

исходный или исправленный ЭСЧФ подписан двумя сторонами, когда поставщик создал, подписал и выставил (направил) дополнительный ЭСЧФ на положительную сумму корректировки стоимости объектов с учетом НДС и суммы НДС на Портал или получателю;

исходный или исправленный ЭСЧФ подписан двумя сторонами, когда поставщик создал, подписал и выставил (направил) дополнительный ЭСЧФ на отрицательную сумму корректировки стоимости объектов с учетом НДС и (или) суммы НДС, при условии подписания этого дополнительного ЭСЧФ стороной покупателя.

исходный или исправленный ЭСЧФ подписан двумя сторонами, когда поставщик создал, подписал и выставил (направил) дополнительный ЭСЧФ на общую положительную сумму корректировки стоимости объектов с НДС и (или) суммы НДС, но с наличием по отдельным объектам отрицательной суммы корректировки стоимости объектов с НДС и (или) суммы НДС, при условии подписания этого дополнительного ЭСЧФ стороной покупателя.

В случае, когда исходный или исправленный ЭСЧФ был подписан двумя сторонами, то при не подписании покупателем ЭСЧФ на отрицательную сумму корректировки стоимости объектов с НДС (или) суммы НДС или ЭСЧФ на общую положительную сумму корректировки, но с наличием по отдельным позициям отрицательной суммы корректировки, дополнительный ЭСЧФ имеет статус «На согласовании».

Дополнительный ЭСЧФ может быть аннулирован в одностороннем порядке стороной, создавшей и выставившей (направившей) ЭСЧФ при условии, что его не подписала сторона получателя на момент аннулирования.

В случае если дополнительный ЭСЧФ подписали поставщик и получатель, то для аннулирования такого ЭСЧФ необходимо подписание двумя сторонами. Только сторона, создавшая и направившая на Портал дополнительный ЭСЧФ, может быть инициатором его аннулирования.

К списку новостей