ИП обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном
Министерством по налогам и сборам. Порядок ведения учета доходов и расходов ИП
определены в Инструкции о порядке ведения
учета доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и
сборам Республики Беларусь от 30.01.2019 № 5 (с изменениями и дополнениями)
(далее – Инструкция № 5), что определено частью 1
пункта 26, пунктом 27 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с
изменениями и дополнениями) (далее –НК), пунктом 1 Инструкции
№ 5.
Согласно пункту 5 Инструкции № 5, учет должен обеспечивать
своевременное и достоверное составление налоговых деклараций (расчетов), а
также других документов и (или) информации, необходимых для исчисления, уплаты
и взыскания налогов, сборов (пошлин), и представление их налоговому органу.
Учет основывается на документально подтвержденных данных об объектах,
подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Факт совершения плательщиком хозяйственной операции подтверждается
первичным учетным документом (далее – ПУД), иным документом, подтверждающим ее
совершение. При этом, данные документы должны быть составлены при
совершении хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно
после ее совершения (часть первая пункта 6, пункт 8 Инструкции № 5).
Движение товарно-материальных ценностей, согласно пункту 10
Инструкции № 5, оформляется ТТН и (или) ТН в случаях и порядке,
установленных Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
30.06.2016 № 58 «О формах
товарно-транспортной накладной и товарной накладной и порядке их заполнения» (с
изменениями и дополнениями).
Руководствуясь частью первой пункта 11 Инструкции № 5, при
отсутствии форм первичных учетных документов установленных перечнем первичных учетных документов, утвержденных Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об установлении перечня
первичных учетных документов» (с изменениями и дополнениями) и Инструкцией № 5, плательщики могут самостоятельно устанавливать для
применения формы ПУД.
Каждая хозяйственная операция должна быть отражена в
соответствующих учетных документах с учетом требований Инструкции № 5 (часть первая пункта 13 Инструкция № 5).