Водитель при оплате поездки наличными деньгами или банковской платежной карточкой обязан выдать пассажиру платежный документ (далее – чек), получив который пассажир понимает, что его деньги не прошли мимо кассы перевозчика и с этой суммы будут уплачены налоги.
Чекне только подтверждает оплату за приобретенные
услуги такси, но и гарантирует защиту прав пострадавшего при наступлениистрахового
случая (факт причинения вреда жизни,
здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа
при осуществлении посадки, перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки
либо выгрузки багажа).
При посадке в
автомобиль-такси перед расчетом наличными денежными средствами пассажиру
следует убедиться, что автомобиль-такси оборудован программной кассой для такси или
кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (далее – кассовое
оборудование).
При отказе водителя выдать чек при получении от пассажира
оплаты наличными средствами за поездку пассажир может оставить свое обращение
о нарушении порядка приема наличных денежных средств посредством системы
«обращения.бел» либо совершив звонок в телефонную справочную систему налоговых
органов «Контакт – центр».
Справочно. Доступ к «Контакт –
центру» налоговых органов организован по единому телефонному номеру 189 для
всех операторов связи, либо по номеру 8 (017) 229 79 79.
Пассажир также
вправе в указанном порядке информировать налоговые органы о правонарушениях в
следующих случаях:
отсутствие
информации о перевозчике, водителе, автомобиле в Реестре;
не включение, неисправность кассового оборудования;
несоответствие размеров произведенной оплаты
стоимости указанной в чеке поездки;
отсутствие в чеке предусмотренных реквизитов (наименование автомобильного перевозчика,
УНП, государственный номер автомобиля, дата и время начала и окончания услуги,
общая стоимость услуг, уникальный идентификатор (24 буквенно-цифровых
символа и QR-код),
иная информация).
При совершении поездки в таксис неисправным или выключенным кассовым
оборудованием пассажир в случае, когда отсутствует
возможность получения ЧЕКА имеет
право НЕ ОПЛАЧИВАТЬ поездку!
В случае возникновения
конфликтной ситуации и наличии со стороны водителя угрозы причинения вреда
жизни или здоровью пассажиру рекомендуется осуществить бесплатный звонок по
короткому номеру 102 и сообщить о противоправном поведении водителя
автомобиля-такси.
Кроме того, пассажир может проверить добросовестностьавтомобильного перевозчика и уточнить нахождениекак водителя, так и автомобиля в «Реестре автомобильных перевозок пассажиров в
нерегулярном сообщении» (далее – Реестр), пройдя по ссылке: https://reestr.mtkrbti.by
Справочно. В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 25.01.2024 № 32 «Об автомобильных перевозках
пассажиров» введен государственный информационный ресурс «Реестр». В реестр
включаются сведения об автомобильных перевозчиках, о транспортных средствах, о
водителях транспортных средств, о диспетчерах автомобильных перевозок
пассажиров в нерегулярном сообщении, о диспетчерах такси.