Порядок определения налоговой базы для исчисления подоходного налога с физических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности установлен в статье 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК).
К расходам, учитываемым при налогообложении доходов от осуществления предпринимательской деятельности, относятся, на основании пункта 18 статьи 205 НК, в том числе амортизационные отчисления от стоимости амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), используемого в предпринимательской деятельности.
К амортизационным отчислениям от стоимости амортизируемого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, относятся суммы амортизационных отчислений по основным средствам, произведенных в порядке, установленном законодательством.
При этом суммы амортизационных отчислений по основным средствам, используемым как для личных нужд, так и для предпринимательской деятельности, учитываются в составе расходов пропорционально периоду использования основных средств (по автотранспортным средствам - пропорционально пробегу, непосредственно связанному с предпринимательской деятельностью) для извлечения дохода в отчетном периоде, в котором произведены такие расходы и это предусмотрено пунктом 24 статьи 205 НК.
Порядок начисления амортизации основных средств установлен в Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция № 37/18/6).
Таким образом, ИП имеет право учесть в составе расходов при обложении подоходным налогом амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности и определенным согласно Инструкции № 37/18/6.
Порядок ведения учета ИП определен в Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденная Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.01.2019 № 5 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция № 5).
Согласно терминам, приведенным в Инструкции № 5, имущество - это совокупность вещей и материальных ценностей:
- вовлеченных плательщиком в хозяйственный оборот для использования в предпринимательской деятельности с целью получения экономических выгод;
- возникающих у плательщика в результате совершенных хозяйственных операций, от которых он предполагает получение экономических выгод.
Информация о совершении хозяйственных операций на основании подтверждающих документов отражается, в том числе в книге учета основных средств (далее – учет ОС).
Порядок ведения ИП учета ОС изложен в главе 3 Инструкции № 5:
- к учету принимается имущество, сохраняющее свою материально-вещественную форму и используемое им в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (более 12 месяцев);
- основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости;
- учет (в том числе арендованных и объектов лизинга) осуществляется в книге учета основных средств по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 5;
- в книге учета основных средств в отношении каждой единицы оформляется отдельная страница, где производятся записи о поступлении и выбытии основных средств, затратах на ремонт и суммах амортизационных отчислений.
Если имущество, предназначенное для использования на производственные и хозяйственные нужды, принимается к учету в качестве отдельных предметов в составе оборотных средств, оно не учитывается в составе основных средств.
Учитывая изложенное, чтобы учесть расходы по имуществу при обложении подоходным налогом, ИП должен:
- использовать это имущество в предпринимательских целях;
- определить и документально подтвердить его первоначальную стоимость;
- учитывать его в книге учета основных средств по установленной форме;
- начислять амортизацию в порядке согласно Инструкции № 37/18/6.
Порядок введения в оборот имущества ИП, принадлежащего ему как физическому лицу, законодательством не определен. ИП может оформить это своим решением в свободной форме, где должна быть отражена следующая информация:
- наименование основного средства;
- дата его поступления и на основании какого документа;
- дата постановки на учет (для целей предпринимательской деятельности);
- дата ввода в эксплуатацию (для целей предпринимательской деятельности);
- шифр основного средства;
- норма амортизации (годовая, ежемесячная);
- первоначальная стоимость.
Если ИП не может документально подтвердить стоимость основного средства, а также учитывая, что в таком случае имущество отражается в натуральном выражении без указания первоначальной стоимости, в решении достаточно будет указать информацию без цены. Соответственно учесть при налогообложении амортизацию он тогда не вправе, т.к. отсутствует стоимость основного средства.
Таким образом, ИП может поставить на учет в качестве основного средства имущество, приобретенное ранее (не в 2023 году), по стоимости, указанной:
- в документе приобретения (накладной, акте приема-передачи) с учетом физического износа;
- в заключении об оценке (по рыночной стоимости);
- в натуральном выражении (количество) при отсутствии подтверждения.
Дату постановки на учет, ввода в эксплуатацию ИП определяет самостоятельно в своем решении, начисление амортизации будет зависеть от даты ввода в эксплуатацию и определения нормативного срока службы (пункты 18, 19, 21, 22, 34 Инструкции № 37/18/6).
Нормативный срок службы и срок полезного использования по основным средствам, находившимся в эксплуатации, устанавливаются с учетом требований Инструкции № 37/18/6.