Эмоциональное насилие чаще всего остается нераспознанным, и поэтому ни ребенок, ни родители не получают своевременной помощи. Эмоциональное насилие диагностировать трудно. Ребенок может долго не проявлять признаков, характерных для пострадавшего. Тем не менее, в его психике остаются глубокие следы, которые неожиданно могут проявляться в будущем.
Низкая самооценка
Постоянное переживание чувства вины и стыда. Убежденность в своей неполноценности. «Я плохой, бестолковый и заслуживаю плохого отношения». В дальнейшем, когда они вырастают, у них чаще возникают депрессии, чувство тревоги, одиночества. У подростков могут наблюдаться попытки суицида.
Эмоциональные проблемы
Замедляется развитие эмоционального интеллекта. Это выражается в том, что ребенок не умеет или боится проявлять свои эмоции. Не способен рассказать о своих чувствах и поэтому ему тяжело понять чувства других людей. Часто отсутствует фантазия и способность к творчеству. Очень часто эта эмоциональная тупость порождают агрессию.
Проблемы в построении взаимоотношений (социализации в обществе)
Не умея выражать свои чувства и понимать чувства других – очень тяжело устанавливать и поддерживать отношения. Кроме того ребенок не испытывает доверия к людям. Может стать жертвой других видов насилия (сексуального, физического или насилия в киберпространстве (в социальных сетях).
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Специалисты современной детской психологии категорически против любых наказаний в семье. Если ребенок вас регулярно не слушается, нужно понять причину этого. Либо между вами нет эмоционального контакта, либо ваши требования слишком высоки для ребенка.
Причины непослушания могут быть и следующими:
- Борьба за внимание;
- Стремление к самоутверждению;
- Желание «отомстить»;
- Потеря веры в собственные силы.
Применяйте все способы выражения родительской любви:
- Внимание (уделяйте время на совместные игры и дела каждый день);
- Нежные и ласковые слова (чаще называйте ласковым именем, «я люблю тебя, ты мне дорог», отмечайте его хорошие качества);
- Прикосновения (ласковые прикосновения и поглаживания, поцелуи);
- Ласковый взгляд (разговаривая глаза в глаза на одном уровне, а не сверху-вниз);
- Похвала;
- Разрешите проявлять свои чувства;
- Разрешите совершать ошибки.
«Дети могут, ведут, себя хорошо; если не могут, мы должны выяснить причину, чтобы оказать им помощь»
Росс В. Грин, психиатр и психолог
ГУ «Ляховичский территориальный центр социального обслуживания населения»
224142.г. Ляховичи, Брестская обл.
ул. Юбилейная, 19
тел. 2-15-42, 2-40-18, факс 2-03-12
Отделение социальной адаптации и реабилитаци
Заведующая отделением:
Лешик Жанна Леонидовна,
тел.: 2-03-20
Психолог:
Морозова Дарья Александровна,
тел.: 6-22-68
Специалист по социальной работе:
Юрлевич Наталья Николаевна,
тел.: 2-03-20