О результатах контрольных мероприятий по выявлению и устранению нарушений бюджетного законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета Ляховичского района, проведенных финансовым отделом райисполкома в 2023 году
За 2023 год финансовым отделом райисполкома проведено 4 проверки, в том числе 3 плановых проверки местных исполнительных и распорядительных органов (Начевский, Новоселковский, Кривошинский сельисполкомы) и выборочная проверка согласно плану выборочных проверок на первое полугодие 2023 г. в Брестской области (коммунальное унитарное кинозрелищное предприятие «Ляховичская районная киновидеосеть»).
В рамках осуществления предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении местных бюджетов согласно планам контрольно-аналитических мероприятий финансового отдела на 2023 год проведено 10 анализов по различным вопросам деятельности бюджетных организаций.
Кроме того, в соответствии с поручением заместителя председателя Брестского облисполкома от 13.03.2023 № 58/60, распоряжением председателя Ляховичского райисполкома от 21.03.2023 № 26-р проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности государственного учебно-спортивного учреждения «СДЮШОР Ляховичского района» (анализ соблюдения законодательства при составлении, рассмотрении и утверждении бюджетных смет, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, составления и представления расчетов и других документов для получения средств из бюджета).
Факты нарушения бюджетного законодательства, выявленные при проведении анализа в ГУСУ «СДЮШОР Ляховичского района» за период 2021-2022 годы, послужили основанием для проведения камеральной проверки по вопросу соблюдения законодательства при составлении, рассмотрении и утверждении бюджетных смет, а также внесение в них изменений и (или) дополнений в 2023 году.
Результаты контрольных мероприятий показали, что в целом распорядителями и получателями бюджетных средств принимаются меры по соблюдению бюджетного законодательства, однако выявлен ряд некоторых нарушений. Установлены нарушения бюджетного законодательства и другие нарушения во всех проверенных субъектах на общую сумму 3 728,55 рубля.
В общей сумме нарушений бюджетного законодательства излишняя оплата труда с учетом обязательных взносов составила 1 248,73 рубля или 38,1% в общей сумме нарушений, оплата расходов не по установленному параграфу бюджетной классификации – 1 480,00 рубля (45,2%), нарушения законодательства при использовании субсидий – 545,52 рубля (16,7%). Из числа других нарушений – не предъявление счетов арендаторам к возмещению коммунальных расходов в общей сумме 282,99 рубля (62,3%), недоперечисление в районный бюджет сумм, полученных от аренды недвижимого имущества, в сумме 53,49 рубля (11,8%), невозмещение арендаторами коммунальных услуг в сумме 117,82 рубля (25,9%).
Основными причинами, по которым субъектами допускаются нарушения, являются незнание нормативных документов, недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, эффективным использованием государственного имущества.
По результатам проведенных проверок суммы нарушений бюджетного законодательства и других нарушений возвращены в соответствующие бюджеты.
За текущий год финансовым отделом направлены письма о выявленных нарушениях бюджетного законодательства в Республике Беларусь в адрес 15 распорядителей бюджетных средств.
Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок специалистами финансового отдела
Ляховичского райисполкома в 2023 году
По оплате труда
1. Установление надбавок:
В нарушение пункта 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», в стаж работы в бюджетных организациях включен стаж работы в хозрасчетной организации. В этой связи надбавка за стаж работы в бюджетных организациях установлена выше определенного законодательством размера.
2. Начисление заработной платы:
2.1. В нарушение статьи 57 Трудового кодекса заработная плата начислена и выплачена в полном объеме без учета нахождения в трудовом отпуске.
2.2. В нарушение статьи 57 Трудового кодекса заработная плата начислена и выплачена в полном объеме во время нахождения на листе нетрудоспособности
2.3. В нарушение пункта 13 Положения о порядке и условиях оплаты труда работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики от 28.09.2019 № 671-дсп (далее – Положение № 671-дсп от 28.09.2019), доплата за работу в ночное время истопникам сельисполкома в начислена в размере 40%, а не 35% часового оклада.
2.4. В нарушение пункта 3 Положения № 671-дсп от 28.09.2019 в случаях неполной отработки рабочего времени истопниками сельисполкома (прием на работу в октябре, увольнение в апреле, период временной нетрудоспособности) часовой оклад для оплаты доплаты за работу в ночное время определялся путем деления оклада на фактически отработанные в месяце часы, а не на расчетную норму рабочего времени конкретного месяца.
2.5. В нарушение пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» надбавка за стаж работы в бюджетных организациях исчислена не от базовой ставки, а от оклада.
2.6. В нарушение статьи 57 Трудового кодекса доплата за совмещение начислена не за отработанные часы совмещения в свое рабочее время, а в большем размере.
3. Исчисление среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47, – далее Инструкция от 10.04.2000 № 47):
3.1. Гос.органы:
3.1.1. В нарушение пунктов 15, 16 Инструкция от 10.04.2000 № 47 исчисление среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска инспектору произведено исходя из заработной платы, начисленной за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска, включая сумму единовременного пособия на оздоровление, начисленного к этому отпуску
3.1.2. В нарушение пункта 5 Инструкции от 10.04.2000 № 47 в расчет среднего заработка сезонного работникам включены выплаты по гражданско-правовому договору.
3.2. Бюджетные организации:
В нарушение пункта 5 Инструкции от 10.04.2000 № 47, а также пункта 1 приложения к Инструкции от 10.04.2000 № 47 в расчет среднего заработка включены выплаты на оздоровление и материальная помощь.
4. Продолжительность трудового отпуска:
В нарушение статьи 63 Закона Республики Беларусь от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе» государственному служащему при наличии стажа более 20 лет предоставлен и оплачен трудовой отпуск продолжительностью 33 календарных дня вместо 32 календарных дней.
5. Премия:
5.1. В нарушение пункта 9 Инструкции о порядке оплаты труда государственных служащих государственных органов, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.06.2013 № 56 (далее – Инструкция от 17.06.2013 № 56), осуществлена выплата премии из экономии фонда заработной платы без наличия соответствующего распоряжения.
5.2. В нарушение пункта 9 Инструкции от 17.06.2013 № 56 произведен перерасход фонда заработной платы из-за выплаты премии из средств экономии государственным служащим сверх средств экономии фонда.
В сфере арендных отношений
1. В нарушение пункта 10 Положения о порядке сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в Республиканской собственности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ от 29.03.2012 № 150) учреждение-арендодатель не осуществляло учет заключенных договоров аренды.
2. В нарушение подпункта 12.5 Инструкции о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ляховичского района, утвержденной решением Ляховичского районного Совета депутатов от 01.11.2019 № 75 «Об управлении и распоряжении государственным имуществом», сдача в аренду (согласование сдачи в субаренду), отсутствует решение райисполкома о согласовании сдачи в аренду имущества и коэффициента спроса, устанавливаемого по соглашению между арендатором и арендодателем при расчете ставки арендной платы.
3. Арендодателем не предъявлены счета к возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг.
4. Арендодателем несвоевременно предъявлены счета к возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг.
5. В нарушение пункта 2.13 Указа от 29.03.2012 № 150 возмещение арендатором коммунальных расходов по выставленным счетам не произведено.
6.В нарушение договоров, заключенных с арендаторами, арендатор несвоевременно возмещает коммунальные и эксплуатационные услуги
7. В нарушение пункта 1 статьи 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З арендодатель не начисляет проценты за пользование чужими денежными средствами.
По применению бюджетной классификации
В нарушение Инструкции о порядке применения бюджетной классификации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208, отражение расходов производится не по соответствующей функциональной бюджетной классификации расходов.